Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 11078-7) и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципиально важными, на наш взгляд, изменениями, затронувшими права как среднего и мелкого бизнеса, так и крупного, стали поправки, внесенные в положения ст. 45 НК РФ, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Как мы помним, согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Действующая редакция ст. 45 НК РФ обязывает налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по уплате налога возложена исключительно на самого налогоплательщика, то есть является строго индивидуальной.
Конституционный Суд РФ указал следующее1. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что по общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 45 НК РФ), а сумма излишне перечисленного налога возвращается непосредственно его плательщику (ст. 78 НК РФ).
Проектом Федерального закона № 11078-7 предлагается принципиально иной подход в исполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком.
Такой подход заключается в том, что законодатель теперь разрешает исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика третьему лицу. В положения ст. 45 НК РФ п. 1 дополнен абзацем следующего содержания: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом».
При этом законодатель отметил, что такое иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога.
Внесение поправок, по словам Федеральной налоговой службы, которая является их инициатором, вызвано «необходимостью совершенствования порядка уплаты налогов, сборов и урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов»2.
Между тем в средствах массовой информации изначально указывалась версия о том, что мотивом таких поправок является упрощение порядка уплаты налога участникам долевой собственности. То есть предполагалось внести поправки, согласно которым один из собственников долевого имущества может заплатить налог за всех.
Однако по смыслу редакции закона, принятого в третьем чтении законодателем, право уплаты налога за налогоплательщика предоставлено любому иному лицу. Очевидно, что таким образом законодатель преследует цель сократить в том числе и сроки пополнения бюджета (в случае, когда налоги плательщиком исчислены, но недостаточно средств для их уплаты, например, вследствие просрочки исполнения обязательств контрагентов по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
На наш взгляд, такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пени при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям.
Согласно изменениям в подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика, со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Обязанность не будет признана исполненной:
– (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
– (подп. 5 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае если на день предъявления налогоплательщиком, иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик, иное лицо имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
В судебной практике нередки случаи указания неверных реквизитов уплаты налога, повлекших неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Между тем положения п. 7 ст. 45 НК РФ позволяют налогоплательщикам, а в новой редакции и иным лицам, в случае если ошибки в оформлении поручения на перечисление налога не повлекли неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Согласно измененному пятому абзацу п. 7 ст. 45 НК РФ, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
В целом порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами.
Еще одна важная поправка внесена в положения ст. 75 НК РФ, регламентирующие порядок исчисления и уплаты пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов. Фактически поправки коснулись изменения размера пени.
Как известно, положениями ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога подлежат начислению пени, которые определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Действующая редакция ст. 75 НК РФ устанавливает размер пени как 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в п. 4 ст. 75 НК РФ вносят следующие корректировки:
- для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, ставка пени останется прежней, т.е. 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- для юридических лиц ставка будет зависеть от срока просрочки исполнения обязанности по уплате налога, и в случае если:
_______________________
1. Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 1233-О
2. Источник: http://ppt.ru/news/136036
Принципиально важными, на наш взгляд, изменениями, затронувшими права как среднего и мелкого бизнеса, так и крупного, стали поправки, внесенные в положения ст. 45 НК РФ, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Как мы помним, согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Действующая редакция ст. 45 НК РФ обязывает налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по уплате налога возложена исключительно на самого налогоплательщика, то есть является строго индивидуальной.
Конституционный Суд РФ указал следующее1. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что по общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 45 НК РФ), а сумма излишне перечисленного налога возвращается непосредственно его плательщику (ст. 78 НК РФ).
Проектом Федерального закона № 11078-7 предлагается принципиально иной подход в исполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком.
Такой подход заключается в том, что законодатель теперь разрешает исполнять обязанность по уплате налога за налогоплательщика третьему лицу. В положения ст. 45 НК РФ п. 1 дополнен абзацем следующего содержания: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом».
При этом законодатель отметил, что такое иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога.
Внесение поправок, по словам Федеральной налоговой службы, которая является их инициатором, вызвано «необходимостью совершенствования порядка уплаты налогов, сборов и урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов»2.
Между тем в средствах массовой информации изначально указывалась версия о том, что мотивом таких поправок является упрощение порядка уплаты налога участникам долевой собственности. То есть предполагалось внести поправки, согласно которым один из собственников долевого имущества может заплатить налог за всех.
Однако по смыслу редакции закона, принятого в третьем чтении законодателем, право уплаты налога за налогоплательщика предоставлено любому иному лицу. Очевидно, что таким образом законодатель преследует цель сократить в том числе и сроки пополнения бюджета (в случае, когда налоги плательщиком исчислены, но недостаточно средств для их уплаты, например, вследствие просрочки исполнения обязательств контрагентов по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
На наш взгляд, такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пени при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям.
Согласно изменениям в подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика, со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Обязанность не будет признана исполненной:
– (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
– (подп. 5 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае если на день предъявления налогоплательщиком, иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик, иное лицо имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
В судебной практике нередки случаи указания неверных реквизитов уплаты налога, повлекших неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Между тем положения п. 7 ст. 45 НК РФ позволяют налогоплательщикам, а в новой редакции и иным лицам, в случае если ошибки в оформлении поручения на перечисление налога не повлекли неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Согласно измененному пятому абзацу п. 7 ст. 45 НК РФ, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
В целом порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами.
Еще одна важная поправка внесена в положения ст. 75 НК РФ, регламентирующие порядок исчисления и уплаты пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов. Фактически поправки коснулись изменения размера пени.
Как известно, положениями ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога подлежат начислению пени, которые определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Действующая редакция ст. 75 НК РФ устанавливает размер пени как 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в п. 4 ст. 75 НК РФ вносят следующие корректировки:
- для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, ставка пени останется прежней, т.е. 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- для юридических лиц ставка будет зависеть от срока просрочки исполнения обязанности по уплате налога, и в случае если:
- просрочка составит 30 календарных дней (включительно), то ставка останется прежней, т.е. 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- просрочка составит свыше 30 календарных дней, то с 31-го дня ставка составит 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
_______________________
1. Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 1233-О
2. Источник: http://ppt.ru/news/136036