Сергей Яковлев – адвокат достаточно молодой: статус он получил в 2011 г., до этого проработав шесть лет юристом в юридической фирме «Право» и пройдя годичную стажировку в крупнейшей коллегии адвокатов Чувашской Республики – КА «Республиканской» ЧР.
В Чебоксарах кассир на вокзале ошиблась со временем прибытия утреннего автобуса в поселок Урмары, поэтому на месте я была не в десять утра, как было запланировано, а уже в восемь. Однако приготовленный извинительный текст не понадобился – на мое сообщение о раннем прибытии Сергей бодро ответил, что он уже давно на работе.
Надо сказать, что он с достоинством выдержал присутствие фотокорреспондента рядом с ним, его доверителями и его семьей в течение всего дня. Он при первой же возможности честно предупредил меня о своей нелюбви к журналистам, правда, к вечеру все же смягчился: то ли привык за день, то ли подействовало мое «я понимаю чувашский, только говорю плохо».
Всего в поселке Урмары, где практикует Сергей, восемь адвокатов. Сам он уже два года занимает должность заведующего Урмарским филиалом Коллегии адвокатов «Республиканская» и преимущественно ведет практику в Урмарском и Янтиковском районах. Кроме того, иногда ведет дела в городах – Чебоксарах, Канаше и Цивильске.
Большая часть практики сельских адвокатов связана с делами по назначению – как уголовными, так и гражданскими. Но Сергей, специализирующийся в прошлом на наследственном праве, продолжает эту практику уже в качестве адвоката, оказывающего юридическую помощь по таким делам по соглашению.
На вопрос, хватает ли при таком раскладе денег на жизнь, он снисходительно улыбнулся и ответил, что «в принципе, хватает». «С мая по июнь, когда количество уголовных дел уменьшается, занимаемся гражданскими делами. А “пустые” на уголовные дела месяцы, думаю, связаны с тем, что именно в это время люди уезжают из поселка на заработки в другие регионы страны», – объяснил он.
Когда разговор коснулся существующих недостатков в работе сельского адвоката, Сергей заявил, что проблему он видит только в организации оказания населению бесплатной юридической помощи.
<«Граждане не хотят предоставлять документы. [Возникает много ситуаций, когда] категория граждан подходит, и вопрос, с которым они обратились, также подпадает под список, указанный в Законе о бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике, но люди инертны – не хотят собирать справки.
Есть здесь и этический момент. Зачастую граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, намеренно отказываются ее принимать. В небольшом населенном пункте, где все друг друга знают, им важно “сохранить лицо”, не быть в глазах других человеком, который не в состоянии оплатить юридические услуги, они не хотят афишировать свое социальное, финансовое положение и т.д. Нет денег на хлеб, но юридическую услугу оплатят», — рассказал он.
Несмотря на небольшой адвокатский стаж, Сергей уже успел повлиять на судебную практику. Президиум Верховного Суда ЧР своим постановлением от 7 марта 2014 г. № 44-У-33/14 согласился с доводами его кассационной жалобы, в которой было указано, что если «уголовное дело рассмотрено в особом порядке принятия судебного решения, то в соответствии с ч. 10 ст. 316 УПК РФ в подобных случаях процессуальные издержки с подсудимого взысканию не подлежат. Кроме того [в случае, если подсудимый не являлся осужденным], с него также не подлежат взысканию процессуальные издержки по делу».
«До этого решения, по крайней мере в Урмарском и Янтиковском районах, практика взыскания процессуальных издержек с подсудимых, чьи дела были рассмотрены в особом порядке, была повсеместной», – рассказал Сергей.
У него двое детей – Вадим, Александр – и красивая жена Ирина, которая работает преподавателем чувашского языка и литературы. Семья живет в просторном двухэтажном доме с подсобным хозяйством.
«Коров и других крупных животных мы не держим, но все это есть у наших родителей, которые живут от нас в 25 км. Сами мы держали раньше кроликов, но сейчас – только лайку для охоты», – рассказал Сергей.
Он считает, что вести полноценное домашнее хозяйство, как это принято в селе, и одновременно с этим активно заниматься адвокатской деятельностью практически невозможно.
Он достаточно серьезно увлекается охотой и пчеловодством, хотя сам говорит о них как о хобби: «У меня есть пчелы, но они для отдыха. Сезон охоты начинается с первого ноября – на зайца, на лису. Сейчас есть две лицензии на кабана. На охоту обычно ездим в Кировскую область».
На вопрос, думал ли он с семьей перебраться в Чебоксары или другой город, Сергей ответил категорично: «Нет. У меня семья здесь, ребенок в садике, другой в школе, жена работает учителем чувашского языка в школе. Даже не думал о переезде в город».
Полный текст репортажа с комментарием вице-президента АП Чувашской Республики, председателя КА «Республиканская» ЧР Владимира Арапова читайте в одном из ближайших номеров «АГ».