24 марта в первом чтении принят проект закона, который, как заявлено, направлен на повышение эффективности обеспечения защиты интересов России в иностранных и международных судах и арбитражах и иных юридических услуг в органах иностранных государств. Законопроектом предлагается позволить проводить закупку соответствующих услуг у единственного поставщика.
Поправки позволяют не включать в контракт обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных им обязательств, оговаривать случаи просрочки исполнения заказчиком обязательств и направлять поставщику требование об уплате неустоек, штрафов и пеней. Кроме того, согласно законопроекту, при закупке юридических услуг у единственного поставщика заказчик освобождается от обязанности обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия.
Таким образом, юридические услуги предлагается включить в перечень закупок, на которые не распространяются существенные условия Закона о контрактной системе.
Ранее, комментируя законодательную инициативу, партнер юридической фирмы «ЮСТ», адвокат Александр Боломатов заметил, что в ее принятии нет необходимости. По его словам, российский рынок юридических услуг достаточно сформирован для целей осуществления подобных закупок на конкурентной основе, и на нем представлены самые разнообразные участники, которые на конкурентной основе предоставят юридические услуги высокого уровня, в том числе Российской Федерации.
Кроме того, адвокат считает, что именно «неукоснительность и обязательность положений Закона о госзакупках для всех субъектов являются важными аспектами развития правового государства».
Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении пока не обозначена, в течение месяца к нему должны быть представлены поправки депутатов.