Об оплате труда адвокатов по назначению
Отметив, что Федеральная палата адвокатов РФ активно занимается решением проблемы длительных задержек с оплатой труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, Юрий Пилипенко напомнил, что Съездом в дополнение к этой работе была принята резолюция, в которой предлагается комплекс мер по исправлению сложившейся ситуации.
Среди перечисленных в документе мер:
– увеличение бюджетного финансирования расходов на защиту граждан в уголовном судопроизводстве по назначению;
– ежегодная индексация размера оплаты труда адвоката по назначению;
– прекращение практики погашения задолженности предыдущего года за счет бюджетных средств, предусмотренных на текущий год, и своевременное выделение необходимых денежных средств на покрытие дефицита в оплате защиты по назначению в случае его возникновения;
– принятие мер в целях выделения государством средств на оплату защиты по назначению в приоритетном и защищенном порядке;
– определение единого органа со специальными полномочиями по определению размера и выплате вознаграждения адвокатам за работу по назначению, с тем чтобы изъять эти полномочия у правоохранительных и судебных органов.
Как отметил президент ФПА РФ, в ходе переговоров с представителями государственных органов, отвечающих за решение этой проблемы, стало ясно, что необходимо применять и другие способы защиты прав адвокатов в части борьбы с задолженностями, в частности – обращение в суд с иском о взыскании задолженности. Этот вопрос планируется обсудить на следующем заседании Совета ФПА РФ, сказал он.
«Образец искового заявления мы направим в адвокатские палаты субъектов РФ, чтобы адвокаты могли воспользоваться готовой формой, – сообщил Юрий Пилипенко. – Это наиболее короткий путь к деньгам, которые заработали адвокаты, оказывая юридическую помощь по назначению».
Об «адвокатских» поправках в УПК РФ
Напомним, что 17 апреля Владимир Путин подписал закон, направленный на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Юрий Пилипенко назвал внесенные изменения «беспрецедентными с точки зрения защиты адвокатской тайны, адвокатского иммунитета».
«Мы должны отдать должное Президенту РФ, Администрации Президента РФ, Совету при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и депутатам Государственной Думы ФС РФ, благодаря которым эти поправки были приняты, – подчеркнул он. – Досадно было читать о том, как многие наши коллеги в прессе высказывали неприятные суждения по поводу этих поправок. Конечно, в этом проявляется вся наша человеческая природа – трудно говорить спасибо, когда государство хоть где-то, хоть в чем-то пошло нам навстречу».
В связи с принятыми поправками Съезд принял резолюцию, в которой отмечается, что предоставленный инструментарий должен использоваться адвокатами в соответствии с теми правовыми целями, ради достижения которых он был утвержден.
В подкрепление этой мысли в документе содержится призыв к органам адвокатского самоуправления приложить все усилия к формированию правоприменительной практики на основании принятых новелл уголовно-процессуального законодательства и законодательства об адвокатуре в интересах справедливого правосудия и защиты законных прав граждан, подвергшихся уголовному преследованию. «Хотелось бы, чтобы органы адвокатского самоуправления дали понять коллегам, что злоупотребление правом может привести к отмене этого права», – предостерег президент ФПА РФ.
О соблюдении КПЭА и Стандарта
Юрий Пилипенко подробно остановился на принятом Съездом Обращении к адвокатскому сообществу «О соблюдении норм Кодекса профессиональной этики адвоката и Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве».
Говоря о процессе подготовки поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката, президент ФПА РФ напомнил, что Федеральная палата адвокатов обращалась к адвокатским палатам субъектов и адвокатам с просьбой делиться предложениями о необходимых изменениях в КПЭА. «На наш призыв откликнулось около 20 адвокатских палат и примерно 150 адвокатов», – сообщил он.
На Съезде вопрос принятия поправок в Кодекс стал самым дискуссионным, и предложенные изменения были приняты не единогласно, а с разницей в голосах, свидетельствующей о существовании в адвокатском сообществе дискуссий по важным вопросам, отметил Юрий Пилипенко. «В российской адвокатуре слушают и слышат друг друга, никто не лишен права высказать свои аргументы», – подчеркнул он.
Рассказывая об одной из дискуссионных поправок, касающейся дисциплинарной ответственности за умаление авторитета адвокатуры, Юрий Пилипенко напомнил, что этические правила российских адвокатов родом из Франции, где адвокат является таковым 24 часа в сутки. Отметив, что ФПА РФ не стремится к тому же, он подчеркнул недопустимость распространения адвокатами, состоящими в профессиональном сообществе, сведений, не соответствующих действительности, и употребления выражений, умаляющих авторитет адвокатуры, защита и поддержание которого является обязанностью каждого члена корпорации. «Такие действия должны получать некий отпор со стороны корпорации», – выразил уверенность президент ФПА РФ, добавив, что итогом дисциплинарного производства не обязательно должно стать лишение статуса: КПЭА содержит три меры дисциплинарного воздействия.
При этом Совет ФПА РФ, по словам Юрия Пилипенко, имеет четкое понимание границ вмешательства в поведение адвоката. «Нам не хотелось бы, чтобы органы адвокатского самоуправления вторгались в личную жизнь коллег, но мы хотели бы защитить адвокатуру от недобросовестных членов корпорации», – пояснил он.
Президент ФПА РФ в своем выступлении коснулся еще одной поправки в КПЭА, вызвавшей дискуссию и касающейся изменения порядка обжалования решения о привлечении к дисциплинарной ответственности «Нам кажется, что российская адвокатура на сегодняшний день – серьезная и ответственная организация, которая способна обеспечить прозрачную, справедливую и объективную квазисудебную процедуру, – отметил Юрий Пилипенко. – С учетом того акцента, который нами сделан на ценности авторитета адвокатуры, мы, чтобы быть последовательными, должны были сделать и этот шаг».
Говоря о Стандарте осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, президент ФПА РФ пояснил, что его принятие было вызвано необходимостью закрепить уровень оказываемой адвокатами по назначению юридической помощи. Такое закрепление, уверен Юрий Пилипенко, поможет вести диалог с властью об интересах адвокатуры на новом уровне. «Любые переговоры об увеличении оплаты труда адвоката за судодень сводились к упрекам, что адвокат по назначению ограничивается “ритуальными” действиями. В том числе и это понудило нас задуматься о принятии Стандарта», – сказал он.
Кроме того, президент ФПА РФ еще раз напомнил, что Стандарт содержит минимальные требования к деятельности адвоката, осуществляющего защиту в уголовном судопроизводстве. Установление этих требований не ограничивает адвоката в использовании иных не запрещенных законодательством средств и способов защиты. К этому обязывает творческий и независимый характер адвокатской профессии.
Юрий Пилипенко также сообщил о планах создания Стандарта повышения квалификации. «Повышение квалификации, необходимость следовать этому требованию закона выгодно отличает нас от коллег, находящихся за пределами адвокатуры, – заметил он. – Повышение квалификации – почетная обязанность каждого адвоката».