Счетная палата РФ провела проверку деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в период с 2007 по 2016 г. Целью проверки стал анализ реализации Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 гг.)».
Напомним, программа, утвержденная в соответствии с постановлением Правительства РФ в сентябре 2006 г., была направлена на приведение условий содержания подследственных в СИЗО и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством России для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах.
Изначально предполагалось, что по итогам реализации ФЦП все исправительные учреждения будут приведены в соответствие с законодательством РФ, что позволит уменьшить количество жалоб на условия содержания, в том числе в ЕСПЧ, и улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в учреждениях УИС. Позднее в программу вносились изменения, и в конечной редакции речь шла уже только о 61% исправительных учреждений.
Также предполагалось к 2017 г. ввести в эксплуатацию 26 следственных изоляторов (в действующей редакции – 13), в которых условия содержания подследственных будут соответствовать международным стандартам, что положило бы начало практической реализации в Российской Федерации Европейских пенитенциарных правил.
Проверка Счетной палаты РФ показала, что на реализацию ФЦП было затрачено 57,67 млрд рублей – на 3 млрд больше, чем было предусмотрено изначально. Однако цель программы по приведению условий содержания подследственных в СИЗО и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством РФ не была достигнута.
Аудиторы указали, что за время реализации ФЦП в нее было внесено 11 изменений, количество ее мероприятий сократилось на 106 единиц, а итоговые значения по всем целевым показателям скорректированы в сторону уменьшения от 29,5% до 53,5%. «Из Программы исключены не только отдельные объекты, но и мероприятия в тех регионах, которые изначально были определены Программой как особо нуждающиеся», – подчеркивается в отчете.
На 1 января 2017 г. в эксплуатацию введено 276 объектов, предусмотренных ФЦП, 18 объектов в эксплуатацию не введено. При этом объем незавершенного строительства сложился в сумме 30,78 млрд руб. Кроме того, не выполнена одна из трех основных задач: из 13 новых СИЗО в эксплуатацию введено только 6.
Также Счетная палата РФ указала, что более 15 млрд руб., выделенных из федерального бюджета на реализацию ФЦП, было использовано без достижения результата: «объекты СИЗО в г. Белореченске Краснодарского края (2,37 млрд руб.) и СИЗО в г. Колпино, г. Санкт-Петербурге (12,69 млрд руб.) не достроены и в эксплуатацию не введены».
Введенный в эксплуатацию в 2011 г. СИЗО в г. Черняховске Калининградской области с лимитом наполнения 120 мест не использовался до июля 2014 г., а введенный в эксплуатацию в 2012 г. СИЗО в пос. Эльбан Хабаровского края не использовался до начала 2014 г. В 2016 г. из-за отсутствия потребности эти объекты были заполнены только на 71,7% и на 8,6% соответственно.
«ФСИН России ненадлежащим образом осуществляла планирование строительства и реконструкции объектов Программы, неэффективно управляла реализацией Программы», – резюмировали в Счетной палате РФ.
Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что введенные в эксплуатацию 14 156 мест в СИЗО и 11 348 мест в исправительных учреждениях незначительно повлияли на обеспечение соответствия условий содержания подследственных и осужденных законодательству РФ. А реализация ФЦП не способствовала уменьшению количества жалоб, поданных против России в Европейский Суд по правам человека в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в учреждениях УИС: «С 2007 по 2016 г. число удовлетворенных ЕСПЧ жалоб выросло в 28,5 раза».
Адвокат, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин назвал представленные Счетной палатой РФ результаты анализа реализации ФЦП наводящими на грустные размышления.
«Оказывается, главная цель, на которую в течение десятилетия выделялись десятки миллиардов рублей, не достигнута. Чего стоит факт того, что два новейших СИЗО, введенные в эксплуатацию в 2011–2012 гг., (что априори предусматривает содержание на уровне международных стандартов) по два-три года не эксплуатировались, а в прошлом году один из них был заполнен на 8,6%, притом что в некоторых СИЗО подследственные стоят в очереди за возможностью поспать», – прокомментировал эксперт.
По мнению адвоката, тот факт, что число удовлетворенных ЕСПЧ жалоб на условия содержания выросло более чем в 28 раз, свидетельствует либо о крайне низкой эффективности траты государственных средств, выделенных на улучшение условий обвиняемых и осужденных, либо об ошибочности запланированных программой мероприятий.
Управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов отметил, что неэффективное использование денежных средств ФСИН России не вызывает удивления. «Проблема в том, что сама система ФСИН нуждается в коренной реорганизации, а выделяемых средств на это не хватает. В итоге деньги, которые должны быть направлены на частичное улучшение условий и строительство новых объектов, пропадают в уже имеющихся бюджетных дырах», – считает он.
По мнению эксперта, изменить ситуацию можно только комплексными мерами. В частности, применение иных мер пресечения, помимо заключения под стражу, позволило бы снизить расходы на содержание заключенных в СИЗО и устранило бы необходимость в строительстве новых объектов. «То же самое и с исправительными учреждениями, где часть заключенных содержится без всякого смысла – сроки большие, исправление минимальное. Программы реабилитации могли бы помочь снизить процент возврата в места заключения, однако на данный момент их нет», – пояснил Алим Бишенов.