Министерство внутренних дел РФ опубликовало приказ, которым определяется порядок представления органами внутренних дел результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с документом в налоговый орган могут направляться полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий результаты ОРД при условии отсутствия угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности.
Процедура представления включает в себя несколько пунктов. Для начала будет рассматриваться вопрос о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. После этого будут оформляться необходимые документы с последующей передачей на основании постановления уполномоченного лица МВД России о представлении результатов ОРД налоговому органу, при этом они будут направляться в форме справки с изложением информации без раскрытия способов и тактики ее получения. Такую справку налоговый орган может получить по мотивировочному запросу, а получив, обязан сообщить о результатах ее использования.
Комментируя приказ, старший юрист Capital Legal Services Анастасия Кузьмина отметила, что его содержание носит процедурный характер реализации обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами, поэтому оценку документу стоит давать скорее не с точки зрения отраженного в нем набора действий, а целей его принятия и тенденции в целом. «Последние несколько лет наблюдаются рост числа уголовных дел по налоговым преступлениям и сближение работы налоговых инспекций с правоохранительными органами», – пояснила она, напомнив о недавнем письме ФНС России по поводу разработанных совместно с СК России методических рекомендаций об исследовании и доказывании фактов умышленной или неполной уплаты налогов.
По мнению эксперта, несмотря на то что приказ закрепляет процессуальный характер документов, направляемых в налоговую по итогам ОРМ, и формализует порядок взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, намечается опасная тенденция использования таких материалов. «Во-первых, ввиду возможной недостаточной экспертизы правоохранителей по налоговым делам в налоговую инспекцию могут быть представлены сведения в отношении налогоплательщиков в отсутствие на то каких-либо оснований – это приведет к росту налоговых проверок. Во-вторых, результаты ОРД могут быть использованы в целях давления на налогоплательщиков в рамках проверок, а также, даже в отсутствие доказательственного основания, могут иметь дополнительный негативный эффект для судьи, рассматривающего налоговый спор», – отметила Анастасия Кузьмина.
Юрист добавила, что не считает однозначными ответы на вопросы о том, как будет складываться правоприменительная практика в данном направлении и позволит ли она обеспечить баланс публичных интересов и интересов налогоплательщиков.
Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе считает, что такое сотрудничество органов, осуществляющих ОРД, и налоговиков будет выгоднее последним, так как они получат возможность доступа к дополнительным сведениям о налоговых правонарушениях.
Он добавил, что правоохранителям передача таких сведений может грозить неприятностями в том случае, если в них будет раскрыта тайна следствия или иная охраняемая законом тайна: «Так что на практике эффективность такой передачи данных будет зависеть от того, станут ли сотрудники правоохранительных органов исполнять свои обязанности по передаче данных. При угрозе неблагоприятных последствий они могут и не стараться исполнить требования приказа. С другой стороны, если обязанность будет подкреплена санкциями за ее неисполнение, то приказ будет работать».
Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов обратил внимание на то, что приказ предоставляет правоохранительным органам право в установленном порядке сообщать любую интересующую ФНС России информацию о налогоплательщике, собранную в рамках ОРМ, например описание имущественного положения, информацию о полученных в качестве прибыли наличных денежных средствах, компрометирующие налогоплательщика объяснения свидетелей.
При этом он подчеркнул, что содержание Приложения № 1 к приказу, затрагивающего этот вопрос, довольно неоднозначно. «Представляю ситуацию: приходит лицо в полицию с заявлением о том, что у него из дома злоумышленники похитили 15 млн рублей, а в ответ получает не только уголовное дело по факту хищения денежных средств, где он потерпевший, но и фискальную проверку его доходов, что может вылиться во второе уголовное дело, где заявитель выступит уже в качестве обвиняемого», – прокомментировал Сергей Гревцов и добавил, что УЭБиПК в такой статистике будет заинтересовано.