Законопроект предусматривает внесение изменений в ст. 54 Закона о государственной регистрации недвижимости. В перечень сделок с недвижимостью, подлежащих нотариальному удостоверению, предлагается добавить сделки, совершаемые гражданами, состоящими под попечительством, патронажем, а также одиноко проживающими гражданами – получателями страховой или социальной пенсии по старости или инвалидности.
Как следует из пояснительной записки, поправки направлены на устранение пробела в законодательстве и установление превентивных мер для предотвращения неправомерного завладения жильем. Одинокие пенсионеры и инвалиды, являясь наиболее уязвимой категорией населения, часто оказываются потерпевшими от недобросовестных и преступных действий «черных риелторов», поясняется в документе.
По мнению управляющего партнера коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского, предложение ввести нотариальное удостоверение сделок, которые касаются социально незащищенных слоев населения, вполне разумно. «Нотариальная форма может снизить число нарушений в отношении пожилых одиноких граждан и инвалидов: нотариус при исполнении своих полномочий призван проверить законность сделки, волеизъявление сторон, осознание ими ее последствий. То же касается и граждан, которые находятся под патронажем, – они также нуждаются в повышенных гарантиях при отчуждении принадлежащего им имущества», – считает Владимир Старинский.
Адвокат агентства недвижимости и адвокатской защиты «ПравовестЪ» Кирилл Иванов назвал предлагаемые изменения ожидаемыми и логичными. Он напомнил, что в 2016 г. в Закон о государственной регистрации недвижимости уже вносились изменения, в соответствии с которыми сделки с участием несовершеннолетних, равно как и сделки с долями, стали удостоверяться нотариально.
«Пенсионеры, инвалиды, ограниченно дееспособные – это граждане, которые относятся к группе социально незащищенных. Необходимость оформлять сделки с их участием нотариально назрела давно. Другое дело, что законодателю одновременно нужно предусмотреть и льготы для оформления данных сделок», – подчеркнул Кирилл Иванов.
Партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков, согласившись с тем, что одинокие престарелые люди и инвалиды являются наиболее уязвимой категорией граждан, отметил, что достойные и правильные цели оформлены в законопроекте крайне некорректно.
В частности, эксперт обратил внимание на формулировку «одиноко проживающий гражданин». «Каким образом регистратор при изучении документов, поданных на регистрацию права собственности, определит, что лицо, обратившееся с заявлением, является одиноко проживающим? Этот момент будет важен для специалиста, так как он обязан отказать в регистрации перехода права собственности в случае, если заявитель соответствует этому правовому статусу, а представленный договор не удостоверен нотариально», – подчеркнул Виктор Глушаков.
Он добавил, что без конкретизации этой формулировки на практике будут возникать ситуации отказа или приостановления регистрации при малейшем подозрении на наличие у заявителя статуса одиноко проживающего. Это, по мнению эксперта, может негативно отразиться на гражданском обороте.
«Принимать законопроект в текущем варианте однозначно нельзя. Несмотря на положительные цели, которые преследует законодатель, изменения в закон доставят множество проблем на практике. Для реализации целей законопроекта стоит поработать над юридической техникой и формулировками, которые используются в тексте документа», – заключил Виктор Глушаков.
Напомним также, что в конце июня в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные возможному введению обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимостью. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу в начале июня.