Группа депутатов внесла в Госдуму проект поправок в законодательство, направленных на наделение Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.
Так, законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также уточнить само определение такой бухгалтерской отчетности, включив в нее и консолидированную финансовую отчетность.
Также устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги наиболее значимым для финансового рынка организациям, к числу которых отнесены ПАО, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Аудиторские услуги общественно значимым организациям, согласно проекту, будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ведение которого будет осуществляться Банком России. Предполагается, что именно Банк России будет осуществлять прямой контроль и надзор за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит финансовой отчетности общественно значимых организаций.
Помимо этого законопроектом вводятся дополнительные требования к аудиторам. В частности, вводится запрет на назначение руководителем аудита общественно значимой организации аудитора, который не соответствует устанавливаемым требованиям к деловой репутации. Также в законодательство предлагается внести нормы, исключающие возможность использования квалификационного аттестата одного и того же аудитора для создания нескольких аудиторских организаций.
«Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению доверия пользователей к результатам аудиторской деятельности за счет повышения эффективности ее регулирования, взаимодействия аудиторских организаций, саморегулируемых организаций аудиторов и Банка России, что является одним из факторов стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации», – подчеркивается в пояснительной записке.
По мнению финансового директора BMS Law Firm Юрия Степанова, наделение Банка России полномочиями контроля и регулирования деятельности аудиторских организаций позволит ему самостоятельно принимать решение о допуске или недопуске аудитора к проверке таких организаций: «Фактически в данной редакции закона будет применена система банковского контроля, перенесенная на аудиторские компании». При этом, как отмечает Юрий Степанов, обжаловать решение регулятора можно будет только в судебном порядке. «Данное обстоятельство может привести к конфликту интересов в ЦБ РФ», – заключил он.
Председатель МОКА «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов считает, что однозначно оценить необходимость расширения полномочий Банка России нельзя. «Дополнительное государственное регулирование любой сферы деятельности может повлечь как ее упорядочивание и приведение к неким единым стандартам, введение которых желательно и целесообразно, так и излишнюю ее “зарегулированность”, что создаст дополнительные сложности для участников соответствующих правоотношений, не принеся при этом сколь-либо значимой пользы», – пояснил эксперт. Он добавил, что в существующих реалиях любое усиление государственного регулирования чаще всего приводит именно ко второму варианту развития событий.
Всеволод Сазонов также отметил, что, с одной стороны, законопроект предполагает некоторое упрощение порядка ведения деятельности субъектами малого и среднего бизнеса, а также фондами, устанавливая пороговые значения для обязательного аудита. Однако в то же время он вводит дополнительные ограничения в сфере функционирования аудиторских компаний: предполагается создание и ведение отдельного реестра, для включения в который установлены достаточно серьезные требования. При этом, по мнению эксперта, деятельность и политика Банка России в последнее время не отличаются выдающейся прозрачностью. «Хочется верить, что в случае принятия законопроекта его положительные стороны окажутся более существенными, нежели то негативное воздействие, которое он может оказать», – подчеркнул Всеволод Сазонов.
Управляющий партнер юридической фирмы «LLC-Право» Дмитрий Лизунов рассказал, что в 2017 г. Банк России уже лишил лицензий более 30 российских банков, часть из которых объявлена банкротами, отметив, что у каждого из них было аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности. По его мнению, на данном фоне такая законодательная инициатива – вполне ожидаемое решение, которое позволит эффективнее наладить работу по очищению банковского сектора.
«Я бы еще дополнил внесенные поправки нормами, позволяющими в будущем привлекать к субсидиарной ответственности такие аудиторские компании по долгам банков. Мне кажется, это существенно бы повлияло на объективность заключения по результатам аудита», – заключил Дмитрий Лизунов.
Стоит отметить, что в начале сентября о начале разработки законопроекта аналогичного толка сообщил Минфин России – на данный момент текст проекта не опубликован, но сама инициатива получила около 400 негативных откликов.