Верховный Суд внес в Госдуму законопроект о поправках в ст. 108 и 109 УПК РФ в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ, принятым 3 октября. Как уже сообщала «АГ», законопроект уточняет в ч. 1.1 ст.108 УПК РФ, на кого конкретно распространяются установленные данной нормой гарантии о невозможности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ.
Поправка к ст. 109 УПК РФ указывает, что судья по поступившему ходатайству о продлении срока содержания обвиняемого под стражей может или удовлетворить его, продлив срок до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления его в суд, или отказать в удовлетворении с одновременным освобождением обвиняемого из-под стражи.
Авторы законопроекта полагают, что его реализация позволит суду усилить контроль над обеспечением конституционных гарантий прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, в том числе по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ранее адвокат Московской городской коллегии адвокатов «ФОРТ» Сергей Бадамшин отмечал, что на первый взгляд предлагаемые изменения являют собой позитивный тренд на обеспечение прав обвиняемых и подозреваемых предпринимателей. Эксперт указывал, что в соответствии с предлагаемым законопроектом следствию и судам первой инстанции будет сложнее манипулировать понятием «преступление в сфере предпринимательской деятельности» и основаниями для продления срока содержания под стражей. Он также добавил, что поправки хоть и усложнят злоупотребления со стороны органов следствия, но не исключат их полностью.
С другой стороны, эксперт указывал, что в настоящий момент судам ничто не мешает принимать решения об отказе в удовлетворении ходатайств следствия по указанным в законопроекте причинам. «Все это говорит о том, что Верховный Суд не удовлетворен качеством работы нижестоящих судов и встал на путь юридического “разжевыванияˮ для правоприменителей и нижестоящих судов уже действующих положений закона», – заключил он.
Вице-президент АП Ленинградской области Денис Лактионов положительно оценил то, что нормы ст. 108 УПК РФ в предложенной редакции расширяют субъектный состав и распространяются на лиц, преступления которых связаны не только с осуществлением предпринимательской деятельности, но и с управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, а также на членов органов управления юридических лиц.
По словам партнера АБ «ЗКС» Андрея Гривцова, поправки, предлагаемые ВС РФ, прогрессивны в том плане, что в случае их принятия защита сможет при возражении на ходатайства следователя ссылаться не только на разъяснения Верховного Суда, но и на УПК РФ относительно понятия предпринимательской деятельности.
В то же время, по мнению эксперта, предлагаемое ВС РФ понятие предпринимательской деятельности существенно сузит это же определение в его исходном виде, приведенном в ст. 2 ГК РФ. «Это большая ошибка, ведь деятельностью, направленной на извлечение прибыли, могут заниматься и руководители некоммерческих организаций, в том числе различных государственных унитарных предприятий. Таким образом, искусственно ограничиваются права большой категории граждан», – отметил он.
Также Андрей Гривцов усомнился в эффективности судебного контроля проводимого расследования. По его мнению, следователи будут указывать, какие конкретно следственные действия они выполнили с момента предыдущего продления, однако протоколы следственных действий так и не будут представляться. «Необходимо дополнить законопроект требованием к следователям не только указывать, какие следственные действия ими выполнены, но и представлять в суд результаты следственных действий для возможности проверки доводов, содержащихся в ходатайствах», – заключил адвокат.