Министерство экономического развития РФ опубликовало для общественного обсуждения проект закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации».
Законопроект содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Документом дается нормативное определение понятия «разрешительная деятельность», устанавливаются ее основные формы, предусматривается состав информации, которая обязательно должна содержаться в нормативных правовых актах, регулирующих такую деятельность.
Авторы законодательной инициативы считают, что состояние сферы разрешительной деятельности в Российской Федерации требует доработки. Они мотивируют это фрагментарностью нормативного правового регулирования разрешительной деятельности: основной акцент в законодательстве сделан на совершенствовании двух типов разрешительной деятельности – лицензирования и аккредитации, в то время как иные виды деятельности регулируются несистемно либо законодательно не закреплены.
Как указано в пояснительной записке, одна из задач законопроекта – определить место разрешительной деятельности в системе других государственных и муниципальных услуг и функций. В этой связи предусматривается, что на часть такой деятельности, касающуюся выдачи разрешений, будут распространяться правила, относящиеся к предоставлению государственных и муниципальных услуг, а на часть, касающуюся контроля за соблюдением разрешительных требований, – правила об осуществлении государственного и муниципального контроля.
В проекте закона предлагается решение проблем, связанных с отсутствием единой терминологии, наличием избыточных форм разрешительной деятельности и отсутствием единых базовых гарантий для соискателей и обладателей разрешений. Предполагается введение запрета на избыточное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.
«Подразумевается, что законопроект направлен на ограничение деятельности государственных органов, которые выдают разрешения. Так, подчеркивается недопустимость требования неустановленных разрешений, злоупотребления правом и даже “формального применения законаˮ – принцип обусловленности разрешительной деятельности рисками. Эти положения можно будет использовать в судебных разбирательствах, которых наверняка окажется немало после вступления проекта в законную силу», – комментирует партнер BMS Law Firm Денис Фролов.
Эксперт подчеркнул, что большое значение имеют положения, направленные на регулирование деятельности, носящей уведомительный характер: «Особенность такой деятельности в том, что она не требует разрешения, но за ней предусмотрен контроль, а его результатом может стать ее прекращение в установленных законом случаях».
Денис Фролов отметил приоритет использования электронного документооборота и современных информационных технологий, который устанавливает законопроект. Он пояснил, что, с одной стороны, это облегчит работу разрешительных органов, с другой – повысит гарантии для граждан и юридических лиц, поскольку переход на электронные системы уменьшает коррупционные риски за счет большей степени контроля за работой органов.
«Проект можно подвергнуть критике в части слишком широкого его действия – он относится и к лицензированию, и к саморегулируемой деятельности, хотя данные области уже урегулированы отдельными законами. Однако ощутимого негативного воздействия на отрасль такой закон не окажет, поскольку в большей мере он направлен на установление четких критериев для разрешительных органов», – резюмировал Денис Фролов.
Председатель МКА «Каневский, Чургулия и партнеры» Герман Каневский указал на значимость законопроекта, отметив, что если он будет принят, то окажет влияние на предпринимательскую деятельность. Эксперт пояснил, что в случае приведения в соответствие многочисленных нормативных актов в данной сфере этот закон должен упростить жизнь предпринимателям.
Вместе с тем Герман Каневский уточнил, что законопроект не направлен на замену существующего регулирования разрешительной деятельности: «Не предполагается отмена законодательства о лицензировании, аккредитации и т.д., что не вполне логично». С одной стороны, в данной сфере действует большое количество нормативных актов, как федеральных, так и субъектов РФ, с другой – проект предусматривает, что порядок лицензирования и государственной аккредитации устанавливается отдельными федеральными законами с учетом положений рассматриваемого документа. В то же время адвокат заметил большое количество отсылочных норм и изъятий из правового регулирования будущего закона. По мнению эксперта, это затруднит правоприменительную деятельность.