Круглый стол прошел под председательством первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию благотворительности и волонтерства Ларисы Зельковой.
В дискуссии приняли участие директор юридического департамента ХК «Интеррос» Ольга Войтович, исполнительный секретарь некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» Наталья Каминарская, президент и исполнительный директор «Коммонфанд» Верне Седлачек, а также заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства связи и коммуникаций Российской Федерации Илья Чукалин.
Русскоязычные участники встречи первыми в России начали координировать процесс появления НКО, получивших возможность распоряжаться так называемыми целевыми капиталами - инвестировать средства жертвователей с целью получения дополнительной прибыли на свои благотворительные цели. Так, Наталья Каминарская, которая консультирует некоммерческие организации, желающие начать работу в этом направлении, рассказала, что в России к настоящему времени сформировался список из 91 компании, которые уже собрали целевой капитал или близки к завершению. Впрочем, по ее словам, в России благотворительность имеет гораздо меньший размах, чем, к примеру, в США. Американский эксперт Верне Седлачек подтвердил эту мысль, упомянув, что в 2008 году, когда перед мировым экономическим кризисом наблюдалось самое значительное усиление благотворительной активности за историю страны, «благотворительный» рынок достиг 310 миллиардов долларов. Причем, 73 % этой суммы были собраны исключительно частными лицами.
«В США люди, которые передают деньги в благотворительные фонды, могут впоследствии вычесть их из налогооблагаемой базы налога на прибыль. Если говорить простыми словами, жертвовать стало очень выгодно. Иногда это помогает сократить налоги на 30 %», - рассказал Верне Седлачек.
Эксперт отметил, что такая поощрительная система – палка о двух концах. Государство недополучает налоги, а «правительство всегда беспокоит, когда большие деньги выходят из-под его контроля». Однако его коллега Лариса Зелькова предположила, что за счет хорошо налаженной системы работы с благотворительными фондами и некоммерческими организациями, власти могут позволить себе сэкономить на финансовых и административных ресурсах для финансирования отдельных отраслей. Например, напомнила эксперт, в США не существует Министерства культуры, и все проекты в этой области финансируются за счет эндаументов.
Впрочем, по данным Верне Седлачека, культура и искусство в Америке могут претендовать лишь на четыре процента всех благотворительных взносов. Чаще всего американцы жертвуют религиозным фондам – около 32 %, а также образовательным организациям – 14 %. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. 62 организации из общего числа НКО, претендующих на управление целевыми капиталами – крупные российские ВУЗы, планирующие за счет этой деятельности увеличить количество бесплатно обучающихся студентов.
«У университетов есть стабильное количество жертвователей в лице их выпускников. Пока рано говорить о формировании рынка, однако за шесть лет существования закона об НКО этим организациям удалось собрать 22,8 миллиарда рублей, что для Российской благотворительности немалые деньги», - рассказала эксперт Наталья Каминарская.
Итог дискуссии подвела модератор Лариса Зелькова:
«Несмотря на молодость закона, можно говорить о наметившихся тенденциях. Главное, стало понятно, что целевым капиталам в России быть. А значит, осталось наладить процесс их развития наиболее эффективным образом».