Переплата по зарплате в 2 млн стала для сотрудницы пригласительным билетом в ФСБ и колонию
Работодатель обнаружил на счету женщины лишние деньги и обратился в полицию. Адвокат Кирилл Ермаков рассказал, как капитан ФСБ и оперативники заставляли ее признать свою вину, а заместитель окружного прокурора запросила 5 лет лишения свободы. К счастью, суд смог угодить всем
Эта история не о том, кто виноват. Она о том, как именно человека вынуждают взять вину на себя.
В гостях у сотрудников Федеральной службы безопасности
Женщина занимала должность специалиста по расчету заработной платы. Во время проведения инвентаризации в компании выяснилось, что на ее личный счет переведены не полагавшиеся ей 2 млн руб. Поскольку отношения сотрудницы с руководством были конфликтные, переплату с ней обсуждать не стали, директор сразу подал заявление в полицию.
Узнав о заявлении, женщина обратилась ко мне за юридической помощью. На мой вопрос о том, вызывали ли ее для дачи объяснений, она ответила: «Вызывали, в ФСБ. Сотрудник на меня давил. Говорил, что они и так все знают. Я растерялась и подписала признание в том, что несколько лет умышленно переводила себе деньги». Тогда я решил, что женщина ошиблась – скорее ее вызвал сотрудник службы безопасности компании, а не ФСБ. Как правило, федеральная служба такие проверки не проводит.
Позже на работе женщине вручили уведомление о переплате, и она добровольно вернула денежные средства в компанию. Но на этом история не закончилась.
Допрос у следователя и обыск в квартире
Моей доверительнице позвонил следователь и вызвал ее на допрос. Когда мы приехали, нам сообщили, что возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ, т.е. по факту мошенничества, совершенного в особо крупном размере. Тут же следователь любезно предупредил: «Вы же свою вину признаете? Сейчас все быстро сделаем». Мы с доверительницей переглянулись, и я ответил, что никто вину не признает. Он удивился, подумал и вышел из кабинета.
Через пять минут нас пригласили к начальнику следственной части: «А почему вы вину не признаете? Вы же в ФСБ во всем сознались». Обычно ФСБ не проводит проверку сообщений о преступлении по таким составам (мошенничество), но, как нам объяснили, «потерпевшие – НИИ, их сопровождают».
После этого события разворачивались по классическому сценарию: отказ доверительницы от своих объяснений, данных сотруднику ФСБ; допрос у следователя до 22:00; обыск в ее жилище, в ходе которого ничего не нашли.
Вам когда-нибудь приходилось присутствовать при обыске? Я расскажу, как он проходит. Оперативник № 1: «Вы слушаете своего адвоката, а ему только деньги нужны. Ваша судьба его не интересует. Сознались бы сразу... Это чей компьютер, дочери? Мы его изымем, и ей не на чем будет делать уроки. А могли бы всем этим сейчас не заниматься». Оперативник № 2: «Я тоже мама, все понимаю. Хотите дочку одну оставить? Дело контролируется сами знаете кем, все уже решено. С вашей позицией будет реальный срок». И все эти реплики сопровождались негативной оценкой моей работы. К счастью, доверительницу было не так просто сбить с толку.
В суде
Спустя полгода женщину привлекли в качестве подозреваемой, а потом обвиняемой и взяли подписку о невыезде. Еще через месяц началось судебное разбирательство.
Наша позиция не поменялась: «вину обвиняемая не признает, причинами происходящего считает рабочий конфликт и ошибку в переводах ей заработной платы».
Обвинение поддерживал молодой сотрудник районной прокуратуры. К прениям на подмогу ему прислали заместителя окружного прокурора, которая без колебаний запросила обвиняемой 5 лет реального лишения свободы в колонии общего режима.
Во время прений и последнего слова доверительницы мы указали на несостоятельность обвинения и огромные бреши в деле. Суд обвиняемую не оправдал, зато дал лишь 1 год условно. Это хороший пример компромиссного приговора – не оправдать, но при этом вынести такое решение, которое никто не захочет обжаловать. Так и вышло – приговор доверительница обжаловать не стала.
Базовые рекомендации
1. Если вас вызывают в правоохранительные органы, сразу свяжитесь с адвокатом. Это обязательно нужно сделать, даже когда вам предлагают «просто поговорить»; когда объясняют, что «это не допрос»; когда вы слышите, что «если с адвокатом, то все будет официально, и могут возникнуть трудности».
2. Доверьтесь своему адвокату. Если следователь или оперативники убеждают вас в том, что адвоката волнуют только деньги и лучше обойтись без его помощи, не поддавайтесь на их уговоры. Помните, что сотрудников правоохранительных органов ваша судьба интересует меньше, чем сроки по делу и статистика.
3. Если сомневаетесь в адвокате, обратитесь за помощью к другому специалисту. При себе желательно иметь несколько номеров адвокатов, чтобы не пришлось экстренно искать защитника.
Фото: фотобанк Freepik/@catalyststuff