19 января 2017 г. Конституционный Суд РФ огласил постановление по заявлению Минюста России о возможности неисполнения постановления Европейского суда по правам человека по жалобе № 14902/04 «ОАО “Нефтяная компания “ЮКОСˮ против России».
ЕСПЧ нашел нарушение ст. 1 Протокола 1 к Конвенции в связи с доначислениями обществу налогов за период более чем три года. ЕСПЧ указал, что этим был нарушен принцип правовой определенности в части определения сроков давности привлечения лица к налоговой ответственности.
В 2005 г. КС РФ принял решение, которым признал расширение временных границ привлечения недобросовестных налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения не противоречащим конституционному принципу недопустимости обратной силы закона.
И вот сегодня КС РФ поддержал отечественный Минюст и счел возможным не исполнять решение ЕСПЧ в части выплаты бывшим акционерам «ЮКОСа» компенсации в размере 1,8 млрд евро.
В качестве мотивировки этого решения КС РФ указал на то, что деятельность «ЮКОСа» носила «праворазрушающий характер» в связи с тем, что бюджет не получал налогов от прибылей этой компании. А следовательно, не может нести столь большую нагрузку, выплачивая компенсацию бывшим акционерам. При этом КС РФ не исключил того, что российское государство на основе доброй воли вправе произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента за счет вновь выявляемого имущества «ЮКОСа». Проще говоря, КС РФ встал на позицию «денег нет, но вы держитесь».
Такая правовая позиция представляется весьма сомнительной. Я убеждена, что это, с одной стороны, не более чем игра на чувстве социальной справедливости граждан, а с другой – КС РФ становится заложником однажды совершенного им отступления от права. Есть такая хорошая поговорка: если ты не знаешь, как поступить, поступай по закону. Ложь, замалчивание правды и отступление от императивного закона никогда не породят ни правды, ни законности. Допустивший это будет все дальше и прочнее запутываться в собственном бесправии.
В далеком 2005 г. КС РФ уже принял постановление, суть которого можно выразить короткой формулой: «Если нельзя, но очень хочется, то можно», – чем дал карт-бланш на ретроспективное применение налогового законодательства к «ЮКОСу» и сделал возможным выставление обществу налоговых доначислений в размере 1,8 млрд евро. Очевидно, что то злополучное решение КС РФ явилось не более чем звеном в конъюнктурной цепочке расправы с «ЮКОСом». Этим объясняется и то, что налоговая практика знает мало случаев применения подобной правовой позиции в других делах.
Лично для меня решение КС РФ по «ЮКОСу» в 2005 г. явилось первым признаком процесса демонтажа права на самом высоком уровне.
Далее, спустя почти 10 лет, КС РФ в деле Константина Маркина сказал, что при определенных условиях (устанавливаемых самим же КС РФ) возможно вовсе не исполнять решения ЕСПЧ. И – это переход прискорбного процесса в решающую фазу. К слову, со времен ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод неисполнение решений высших судебных инстанций – беда скорее для КС РФ, чем для ЕСПЧ, ведь механизм контроля за исполнением решений последнего создан и функционирует; а вот процесс восприятия отечественной законодательной и правоприменительной практикой актов КС РФ оставляет желать лучшего.
В завершение несколько слов о позиции КС РФ, озвученной сегодня. Сложно представить себе, чтобы инстанция, которая призвана быть верховным хранителем закона в стране, допускала рассуждение о «праворазрушающем» характере ухода от налогов и ударах по государственному бюджету, не углубившись при этом ни в суть финансовых схем, использованных «ЮКОСом», ни в сколько-нибудь сносный анализ финансового состояния доходной и расходной частей российского бюджета. Напомню, что вскоре после уничтожения «ЮКОСа» главный актив компании – «Юганскнефтегаз» был практически за бесценок куплен государственной корпорацией «Роснефть», и уже к 2007 г. доходы от добычи углеводородов бывших активов «ЮКОСа» составили почти 75% добычи всей корпорации. При чистой прибыли компании только за последний год в размере 5,8 млрд долларов США доходы государственного бюджета от налогов, уплачиваемых «Роснефтью», в том числе и за счет пользования активами «ЮКОСа», за последние 10 лет несопоставимы с присужденной ЕСПЧ компенсацией. Даже подобный поверхностный и обывательский анализ позволяет говорить о том, что так называемая правовая позиция КС РФ не имеет ничего общего ни с применением закона, ни с фактическим его обоснованием.
Сегодняшнее постановление КС РФ – свидетельство того, что мы стали свидетелями еще одного этапа прискорбного процесса демонтажа права.
ЕСПЧ нашел нарушение ст. 1 Протокола 1 к Конвенции в связи с доначислениями обществу налогов за период более чем три года. ЕСПЧ указал, что этим был нарушен принцип правовой определенности в части определения сроков давности привлечения лица к налоговой ответственности.
В 2005 г. КС РФ принял решение, которым признал расширение временных границ привлечения недобросовестных налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения не противоречащим конституционному принципу недопустимости обратной силы закона.
И вот сегодня КС РФ поддержал отечественный Минюст и счел возможным не исполнять решение ЕСПЧ в части выплаты бывшим акционерам «ЮКОСа» компенсации в размере 1,8 млрд евро.
В качестве мотивировки этого решения КС РФ указал на то, что деятельность «ЮКОСа» носила «праворазрушающий характер» в связи с тем, что бюджет не получал налогов от прибылей этой компании. А следовательно, не может нести столь большую нагрузку, выплачивая компенсацию бывшим акционерам. При этом КС РФ не исключил того, что российское государство на основе доброй воли вправе произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента за счет вновь выявляемого имущества «ЮКОСа». Проще говоря, КС РФ встал на позицию «денег нет, но вы держитесь».
Такая правовая позиция представляется весьма сомнительной. Я убеждена, что это, с одной стороны, не более чем игра на чувстве социальной справедливости граждан, а с другой – КС РФ становится заложником однажды совершенного им отступления от права. Есть такая хорошая поговорка: если ты не знаешь, как поступить, поступай по закону. Ложь, замалчивание правды и отступление от императивного закона никогда не породят ни правды, ни законности. Допустивший это будет все дальше и прочнее запутываться в собственном бесправии.
В далеком 2005 г. КС РФ уже принял постановление, суть которого можно выразить короткой формулой: «Если нельзя, но очень хочется, то можно», – чем дал карт-бланш на ретроспективное применение налогового законодательства к «ЮКОСу» и сделал возможным выставление обществу налоговых доначислений в размере 1,8 млрд евро. Очевидно, что то злополучное решение КС РФ явилось не более чем звеном в конъюнктурной цепочке расправы с «ЮКОСом». Этим объясняется и то, что налоговая практика знает мало случаев применения подобной правовой позиции в других делах.
Лично для меня решение КС РФ по «ЮКОСу» в 2005 г. явилось первым признаком процесса демонтажа права на самом высоком уровне.
Далее, спустя почти 10 лет, КС РФ в деле Константина Маркина сказал, что при определенных условиях (устанавливаемых самим же КС РФ) возможно вовсе не исполнять решения ЕСПЧ. И – это переход прискорбного процесса в решающую фазу. К слову, со времен ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод неисполнение решений высших судебных инстанций – беда скорее для КС РФ, чем для ЕСПЧ, ведь механизм контроля за исполнением решений последнего создан и функционирует; а вот процесс восприятия отечественной законодательной и правоприменительной практикой актов КС РФ оставляет желать лучшего.
В завершение несколько слов о позиции КС РФ, озвученной сегодня. Сложно представить себе, чтобы инстанция, которая призвана быть верховным хранителем закона в стране, допускала рассуждение о «праворазрушающем» характере ухода от налогов и ударах по государственному бюджету, не углубившись при этом ни в суть финансовых схем, использованных «ЮКОСом», ни в сколько-нибудь сносный анализ финансового состояния доходной и расходной частей российского бюджета. Напомню, что вскоре после уничтожения «ЮКОСа» главный актив компании – «Юганскнефтегаз» был практически за бесценок куплен государственной корпорацией «Роснефть», и уже к 2007 г. доходы от добычи углеводородов бывших активов «ЮКОСа» составили почти 75% добычи всей корпорации. При чистой прибыли компании только за последний год в размере 5,8 млрд долларов США доходы государственного бюджета от налогов, уплачиваемых «Роснефтью», в том числе и за счет пользования активами «ЮКОСа», за последние 10 лет несопоставимы с присужденной ЕСПЧ компенсацией. Даже подобный поверхностный и обывательский анализ позволяет говорить о том, что так называемая правовая позиция КС РФ не имеет ничего общего ни с применением закона, ни с фактическим его обоснованием.
Сегодняшнее постановление КС РФ – свидетельство того, что мы стали свидетелями еще одного этапа прискорбного процесса демонтажа права.
Надежда Ермолаева