×

Вызовут поддержку у адвокатов

Предложения по изменению уголовного законодательства, изложенные в «Стратегии роста», следует оценить позитивно, однако огорчает, что направлены они на защиту только отдельной категории граждан – предпринимателей
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат АП г. Москвы, член Совета АПГМ, старший партнер АБ ZKS
Уполномоченный по правам предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов представил итоговый вариант разработанного Столыпинским клубом плана развития экономики «Стратегия роста» (имеется в распоряжении редакции «АГ»). Большое внимание в данном проекте уделено предложениям по реформированию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, которые мне и хотелось бы проанализировать.

Предложения носят революционный характер
Надо сказать, что предложения носят весьма революционный, а в некоторой части даже радикальный характер, а потому у меня имеются объективные сомнения, что на данном этапе функционирования правоохранительной системы они могут быть реализованы. Правоохранительное лобби в нашей стране достаточно сильно, а большинство предлагаемых поправок может существенно отразиться на властных полномочиях органов уголовного преследования, которые, уже очевидно, будут активно противодействовать претворению данных инициатив в жизнь.

Предложений много, и большинство из них можно только приветствовать, поскольку они качественным образом повлияют на повышение гарантий прав и свобод не только предпринимателей, но и других лиц, подвергаемых уголовному преследованию.

Среди наиболее значимых из них я бы выделил следующие:
– расширение полномочий прокурора в части дачи согласия на возбуждение уголовного дела, проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения, выбор экспертного учреждения;
– введение суда присяжных по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 4–7 ст. 159, ст. 159.1–159.6 УК РФ;
– приравнивание года в СИЗО к двум годам в колонии;
– передача расследования всех уголовных дел экономической направленности в один следственный орган;
– повышение в пять раз сумм, признаваемых крупным и особо крупным размерами согласно ст. 146, 158, 159.1 УК РФ, применительно к деяниям, предусмотренным гл. 22 УК РФ;
– декриминализация деяний экономической направленности, по которым судами не применяется наказание, связанное с лишением свободы;
– введение административной преюдиции для ряда статей экономической направленности, согласно которым привлечение к уголовной ответственности возможно лишь после неоднократного привлечения к административной ответственности;
– ограничение проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий до возбуждения уголовного дела.

Следует отметить, что введение даже части предлагаемых поправок кардинальным образом снизит количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в особенности по делам об экономических преступлениях, повысит гарантии соблюдения прав и законных интересов граждан, разгрузит следственные изоляторы.

В этой связи следует приветствовать такие предложения, как расширение подсудности присяжных заседателей, декриминализация ряда деяний экономической направленности, приравнивание года в СИЗО к двум годам в колонии, расширение надзорных функций прокурора, повышение пороговых сумм крупного и особо крупного размеров для целей ряда статей УК РФ.

В своих текстах, которые публиковались в моем блоге на сайте «АГ», я уже неоднократно писал о необходимости введения всех вышеуказанных поправок как механизма защиты лиц, необоснованно привлекаемых к уголовной ответственности.

Я верю, что суд присяжных является самой справедливой формой уголовного судопроизводства, и, в случае наличия установки на справедливый суд, расширение подсудности присяжных – наиболее короткая дорога на этом пути.

Лишение прокуратуры большинства надзорных функций, как показала практика, являлось ошибкой. Прокурор должен быть хозяином уголовного процесса со стороны обвинения, а потому ему необходимы такие полномочия, как согласование возбуждения уголовных дел и ходатайств об избрании меры пресечения, возможность возбуждения уголовных дел. Без этих полномочий прокурор, по сути, не может полноценно реализовывать надзорные функции, которые он осуществлять должен, а единственным действенным инструментом влияния на предварительное следствие является процедура возвращения уголовного дела для производства предварительного расследования.

Давно назрела необходимость повышения порогового значения крупного и особо крупного размеров для целого ряда статей УК РФ. На это законодателя должны наталкивать новые экономические реалии. Например, пороговое значение, указанное в примечании к ст. 158 УК РФ, не менялось уже много лет, а инфляция за эти годы привела к тому, что рубль существенно обесценился с одновременным ростом цен на все товары и услуги. Очевидно, что в такой ситуации существующие пороговые значения устарели и их следует повышать. Предлагаемое повышение в пять раз лично мне кажется разумным.

Нельзя не приветствовать и приравнивание года содержания в следственном изоляторе к двум годам пребывания в колонии, что обосновано, во-первых, сокращением количества лиц, отбывающих наказание в колониях, а во-вторых, ужасающими условиями содержания в изоляторах, где находятся лица, которые пока еще не признаны виновными, но тем не менее вынуждены страдать и подрывать здоровье.

Некоторые инициативы вызвали сомнение
Не могу не отметить ряд моментов, которые у меня вызвали сомнение.

Прежде всего, авторы, видимо, понимая, что план в таком виде носит заведомо «непроходной», с точки зрения нынешних властей, характер, включили в него, наверное, для полной «непроходимости», ряд откровенно радикальных предложений, которые даже мне, адвокату, специализирующемуся на защите по уголовным делам, кажутся проблематичными. В частности, это касается введения административной преюдиции, на которой законодатель и правоприменитель уже один раз обожглись по прецедентному делу Дадина. На мой взгляд, административное правонарушение ни при каких обстоятельствах, в том числе при условии неоднократности, не может быть квалифицировано как преступление, поскольку это подрывает принципы справедливости и соразмерности наказания общественной опасности деяния, установленные уголовным законом.

Крайне скептически я отношусь и к возможности ограничения проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела. Безусловно, это должно сократить количество возбужденных уголовных дел, но не стоит забывать и о защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений, ведь многие уголовные дела основаны на результатах данных, полученных в ходе доследственных проверок и оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, все предложения направлены на защиту только отдельной категории граждан – предпринимателей, которым всякий раз (и обсуждаемые предложения не являются исключением) предлагается предоставлять преимущество перед другими категориями граждан, что подрывает конституционный принцип равенства перед законом.

В целом же, как уже отмечалось, инициативы по реформированию уголовного и уголовно-процессуального законодательства следует оценить позитивно. Мне думается, что они вызовут горячую поддержку у адвокатского и правозащитного сообщества. Остается надеяться, что такую же поддержку они встретят и у российского законодателя, но верится мне в это на данный момент, к сожалению, с трудом.


Рассказать:
Яндекс.Метрика