×

Неразгаданная тайна

Дело о гибели девяти туристов из группы Дятлова, произошедшей при невыясненных обстоятельствах на Урале у горы Ортотен зимой в 1959 г., по-прежнему привлекает внимание общественности, и адвокаты – не исключение
Добровольская Светлана
Добровольская Светлана
Адвокат АП Московской области
С предыдущим постом Светланы Добровольской на тему гибели группы Дятлова можно ознакомиться по ссылке.

… На этом странности не закончились. Обнаруженные под толщей снега тела погибших были полностью промерзшими. Но на дворе стоял май. И извлеченные из снега тела стали быстро размораживаться. Появились первые признаки гниения. Чтобы максимально сохранить ткани, полковник Ортюков велел обложить тела еловым лапником и зашить в брезент. Однако прилетевшие на вертолетах летчики отказались везти трупы в Ивдель. Летчики (которые ранее в точно таком же виде безмолвно транспортировали тела Дятлова, Кривонищенко, Дорошенко, Колмогоровой и Слободина) теперь потребовали строгого соблюдения инструкции по транспортировке трупов – они требовали поместить обнаруженные тела в цинковые гробы. И, хотя Ортюков протестовал и даже жаловался в Ивдель на взбунтовавшихся лётчиков, цинковые гробы были доставлены, в них были помещены трупы и только после этого тела были перевезены в Ивдель. Это незначительное на первый взгляд происшествие заставляет задуматься: какая опасность (бактериологическая, радиационная, токсикологическая и т.п.) таилась в найденных трупах и, самое главное, откуда об этом могли знать прилетевшие забирать трупы летчики?

Но вернемся немного назад. К моменту обнаружения трупов. Вторая, а может быть, первая по значимости странность заключалась в месторасположении обнаруженного настила, организованного четверкой дятловцев. Расстояние от кедра (под которым нашли Кривонищенко и Дорошенко) до настила составило примерно 75–80 м. Нет ничего удивительного в том, что опытный фронтовик-разведчик Золотарёв догадался, что огонь, разведенный под кедром, привлечет внимание врага, засевшего в палатке. Так что его решение уйти от кедра было разумным. Также не менее разумным представляется его решение оборудовать настил в овраге, где склон оврага будет служить естественной преградой от ветра. Но почему Золотарёв решил пойти по оврагу в юго-западном направлении, как бы возвращаясь в сторону палатки, а не в сторону лабаза (где есть запасная одежда и еда), расположенного на северо-восток от кедра? Ответ на этот вопрос содержится в ненайденных в палатке «кроках» и, кстати, полностью опровергает версию о сверхъестественных природных явлениях, убивших дятловцев. Конечно, все сказанное далее есть логическое умозаключение, но оно полностью объясняет странное на первый взгляд месторасположение настила. В «кроках» дятловцы должны были пометить месторасположение лабаза, чтобы потом его было легко найти. Безусловно, «кроки» были изучены врагами дятловцев, засевшими в палатке. Разумно предположить, что, расправившись с первой пятеркой дятловцев, враги решили отправиться к лабазу, куда, по их мнению, должна двинуться вторая четверка дятловцев. Понимал ли это Золотарёв? Бесспорно. Так что он совершенно правильно сделал выбор в пользу противоположного от лабаза направления…

Третья странность связана с одеждой трупов. По воспоминаниям Генриетты Елисеевны Чуркиной, присутствовавшей в качестве второго эксперта при вскрытии трупов Дубининой, Колеватова, Золотарёва и Тибо-Бриньоля, одежда всех четырех погибших имела непонятный светло-фиолетовый оттенок. Чуркина даже высказала предположение, что она была чем-то обработана. Конечно, без химического анализа материалов трудно сделать достоверные выводы. Но смею предположить, что подобный оттенок одежды погибших возник в связи с тем, что тела погибших долгое время находилась в ручье и именно вода ручья придала одежде такой цвет. Горные склоны Урала богаты медно-сульфатными месторождениями, содержащими хальканит (вспомним Сказы Бажова о хозяйке Медной горы), так что не удивительно, что этот минерал, растворенный в воде ручья, окрасил одежду погибших. Вопрос в другом: как сильно было течение и как долго промывалась одежда погибших в водах ручья? Вопрос не праздный, особенно в свете физико-технической экспертизы, проводившейся по делу.

Итак, когда эксперт Возрождённый приступил к вскрытию трупов Золотарёва, Колеватова, Дубининой и Тибо-Бриньоля, в экспертизе принимали участие лишь второй эксперт Чуркина и прокурор-криминалист Иванов. Положенные согласно действующему в то время УПК РСФСР понятые в производстве экспертиз четырех последних трупов участия не принимали. Такое грубое нарушение требований УПК РСФСР возможно было только в одном случае – если прокурор-криминалист Иванов точно знал, что это уголовное дело никогда не попадет в суд. Но откуда у следователя была такая уверенность?

Экспертиза трупов всех четверых дятловцев была проведена в один день – 9 мая 1959 г. Такая быстрота производства экспертизы в то же время не помешала эксперту Возрождённому сделать довольно подробные описания одежды, которая была на трупах, и полученные дятловцами телесные повреждения. Начнем с одежды. Прежде всего, следует сказать, что эта четверка туристов была довольно неплохо одета: Золотарёв и Тибо-Бриньоль были полностью одеты, включая верхнюю одежду, шапки и зимнюю обувь (войлочные бурки у Золотарёва и валенки у Тибо-Бриньоля), а у последнего имелась также и пара перчаток. Можно предположить, что эти двое именно в таком виде и совершали поход. Несколько хуже были утеплены Колеватов и Дубинина. У них обоих не было обуви, но на ногах имелось по несколько пар носков, в том числе у Дубининой на левую ногу для утепления был надет рукав от шерстяной кофты. На обоих были одеты рубашки-ковбойки и теплые шерстяные свитера, а на Колеватове – еще и куртка на молнии. На голове Дубининой был вязаный шерстяной шлем, а Колеватов головного убора не имел. На нижней части тела у Дубининой были надеты чулки и спортивные штаны, а у Колеватова – лыжные брюки и брезентовые брюки-комбинезон. Как следует из вышесказанного, разумно предположить, что на момент инцидента в палатке Золотарёв и Тибо-Бриньоль в ней отсутствовали и не подверглись принудительному раздеванию, чего не скажешь о Колеватове и Дубининой. В то же время, забегая вперед, следует отметить, что ни Колеватов, ни Дубинина не имели следов обморожения ни рук, ни ног.

Теперь перейдем к описанию телесных повреждений, обнаруженных экспертом Возрождённым на трупах Дубининой, Золотарёва, Колеватова и Тибо-Бриньоля.

Дубинина. Травмы, полученные Людмилой Дубининой при жизни, иначе как пыткой не назовешь. У нее отсутствовали глаза, был вырван язык, хрящи носа сплющены, в области шеи – необычная подвижность рожков подъязычной кости и щитовидного хряща, что свидетельствует об удушении потерпевшей. Среди внутренних повреждений следует отметить прижизненно сломанные ребра – справа 4 ребра (2-е, 3-е, 4-е и 5-е), а слева 6 ребер (2-е, 3-е, 4-е, 5-е, 6-е и 7-е). Данное повреждение ребер вызвало значительные кровоизлияния в межреберные мышцы и диффузное пропитывание правого желудочка сердца, что само по себе смертельно опасно. Кроме того, у погибшей был зафиксирован острый отек легких. В желудке Дубининой было обнаружено около 100 куб. см. крови, которая, вероятнее всего, попала туда, когда у еще живой девушки вырвали язык. Сразу видно, что характер травм, полученных Дубининой, отличается от тех, что были у первой пятерки дятловцев. Девушку перед смертью довольно хладнокровно пытали, видимо, желая получить какую-то информацию. В своем заключении эксперт Возрождённый делает вывод о том, что смерть Дубининой носила насильственный характер.

Золотарёв. Прежде чем перейти к описанию травм, полученных Семёном Золотарёвым, следует отметить одну важную деталь – на трупе Золотарёва был найден фотоаппарат. Не известно, была ли обнаружена в нем пленка, по крайней мере, в деле она отсутствует, но сам факт обнаружения на теле Золотарёва еще одного фотоаппарата (при разборе вещей из палатки дятловцев Юрий Юдин опознал фотоаппарат Золотарёва), говорит о многом. Теперь о полученных Золотарёвым повреждениях. У Золотарёва, так же как и у Дубининой, отсутствовали глаза. На затылке у него имелась рана 8 на 6 см с обнажением теменной кости, переломы пяти ребер справа (2-го, 3-го, 4-го, 5-го и 6-го) с кровоизлиянием в прилегающие межреберные мышцы. В плевральной полости у погибшего было обнаружено около одного литра крови, что вызывало гемоторакс легкого (когда легкие человека не могут дышать, так как им некуда расправляться на вдохе). Так же как и у Людмилы Дубининой, у Золотарёва начал развиваться отек легких. Вообще, характер повреждений, полученных Золотарёвым, во многом схож с повреждениями, нанесенными Дубининой. Логично предположить, что их причинили одни и те же люди. Травмы, полученные Золотарёвым, также являлись способом его пыток. По заключению эксперта Возрождённого, смерть Золотарёва была насильственной.

Колеватов. Александр Колеватов в отличие от своих товарищей по несчастью, найденных в овраге, имел меньше всего телесных повреждений. Может быть, именно поэтому эксперт Возрождённый решил списать смерть Колеватова на холод. Однако такой вывод эксперта довольно противоречив, если не сказать – ложен. У Колеватова нет следов обморожения конечностей, да и состояние внутренних органов, характерное для смерти от замерзания (наполнение мочевого пузыря, переполненность кровью мозговых оболочек и т.п.) отсутствует. В то же время экспертом была обнаружена весьма серьезная рана головы за правой ушной раковиной размером 3 х 1.5 х 0.5 см, проникающая до кости; хрящи носа у трупа Колеватова подвижны, основание носа приплюснуто, что свидетельствует о том, что нос был сломан. Среди других повреждений следует отметить разлитое кровоизлияние в области левого коленного сустава. Интересно, что на левую ногу Колеватова была наложена повязка, что свидетельствует о том, что эта травма была получена еще до трагедии на перевале. В самом начале повествования я писала об этой, как полагаю, «неслучайной» травме Колеватова. Так как в области раны на голове отсутствует отек, то можно предположить, что она была нанесена перед смертью и, собственно, стала смертельной. Трудно сказать о механизме образования раны, но вполне возможно, что удар был нанесен рукояткой пистолета.

Тибо-Бриньоль. Среди травм, полученных Николаем Тибо-Бриньолем, наиболее существенна травма головы, ставшая смертельной – вдавленный перелом височно-теменной области размером 9 х 7 см, сопровождающийся разлитым кровоизлиянием в правую височную мышцу. Остальные повреждения Тибо-Бриньоля (кровоподтек на правом плече и дефект мягких тканей на верхней губе слева) существенного значения не имеют. Некоторые исследователи трагедии группы Дятлова делают предположение, что такая травма головы могла возникнуть от падения Николая на объектив фотоаппарата. Но, во-первых, у Николая не было с собой фотоаппарата, а во-вторых, удар, нанесенный в височную область головы, был такой силы, что не мог образоваться от падения на фотоаппарат. Логичнее предположить, что удар был нанесен твердым тупым предметом типа кистеня…
Завершая исследование трупов этой четверки дятловцев, хочется сделать еще несколько замечаний.
Во-первых, все трупы имели следы длительного пребывания в воде (мацерация пальцев рук и стоп, сползание кожи и т.п.). Как определил эксперт, тела пробыли в воде от 6 до 15 дней.

Во-вторых, смертельные повреждения были получены туристами в овраге незадолго до смерти. Причем сила и механизм образования травм свидетельствует о том, что они были нанесены профессионалами, как сейчас бы сказали, спецназовцами.

И, в-третьих, характер травм, полученных второй группой дятловцев, существенно отличается от травм, полученных первой пятёркой дятловцев. Говоря другими словами, убивали эти две группы разные люди…

Рассказать:
Яндекс.Метрика