Проблема использования уголовного преследования в качестве механизма разрешения хозяйственных споров давно вышла за пределы юридического сообщества. В этом году ей была посвящена одна из ключевых тем президентского послания Федеральному Собранию. При этом основные предложения по разрешению этой ситуации пока так или иначе касаются реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, усиления надзора за следствием, изменения штатного состава правоохранительных органов. Но только ли в этой сфере лежат корни проблемы? Автор настоящей статьи попытается ответить на вопрос, по какой причине предприниматели зачастую отдают предпочтение уголовно-правовым механизмам для привлечения к ответственности бизнес-партнеров.
Читайте также комментарии к данному материалу учредителя юридической фирмы «БИЭЛ» Ларисы Рябченко, управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, советника ФПА РФ, советника юридической фирмы «ЮСТ» Игоря Пастухова и Ивана Александрова, стажера адвоката юридической фирмы «ЮСТ».
Отбросим версию об исключительной кровожадности отечественных бизнесменов, требующих уголовного наказания для своих оппонентов и заменивших угрозой лишения свободы традиционное для лихих 90-х привлечение рэкетиров для выбивания долгов. Может, пора признать, что привлекательность уголовного преследования в глазах бизнеса в первую очередь обусловлена низкой эффективностью разрешения споров в рамках арбитражного судопроизводства? Приведем несколько примеров для иллюстрации этого предположения.