×

Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов

Новое регулирование и неоднородность судебной практики
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.

1 января 2023 г. вступила в силу ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения1, установившая льготный порядок предоставления участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пояснительной записке к законопроекту № 135588-8 необходимость принятия новой нормы была обусловлена «невозможностью конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств с крупными сельскохозяйственными организациями» (финансовой конкуренцией на торгах) и связанными с ней трудностями в реализации программ предоставления участков многодетным семьям и региональных программ привлечения граждан на работу в отдельные муниципальные образования.

До принятия данной статьи закона при поступлении нескольких заявлений о предоставлении участка сельхозназначения КФХ были обязаны участвовать в аукционе на их приобретение на общих условиях и, как правило, проигрывали их. Под крестьянским (фермерским) хозяйством понимается объединение граждан, связанных родственными или семейными отношениями и осуществляющих совместную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Также допускается ведение фермерского хозяйства одним гражданином – главой КФХ, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 1 Закона о КФХ2).

Пунктом 1 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения определен перечень субъектов права на предоставление участков для ведения КФХ в упрощенном порядке – без торгов. Такое право, в частности, предоставляется гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. После предоставления гражданину участка для ведения КФХ в аренду такое лицо обязано в соответствии с действующим законодательством зарегистрироваться в качестве ИП – главы КФХ либо вступить в члены действующего фермерского хозяйства.

Если в видах деятельности ИП не указано ведение фермерского хозяйства, в предоставлении данному лицу участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения может быть отказано. Например, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 г. № 08АП-6195/2023 по делу № А46-1291/2023 указано, что «поскольку ИП ˂…˃ не является ни главой, ни членом действующего КФХ, возможность предоставления указанному лицу испрашиваемых земельных участков на основании статьи 10.1 Федерального закона № 101-ФЗ отсутствует».

Общие требования к заявлению о предоставлении участка без торгов установлены в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. Помимо общих, «технических» данных (Ф.И.О. и адрес заявителя, реквизиты паспорта, номер испрашиваемого участка, вида испрашиваемого права и цели использования участка) они предусматривают обязательное указание оснований для предоставления участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК.

Некоторые суды трактуют требование об указании оснований для предоставления земельного участка как обязанность заявителя прямо указывать в заявлении на ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения и в противном случае признают отказ органа местного самоуправления в предоставлении участка без торгов законным. Например, в одном из дел суд пришел к выводу, что заявление о предоставлении участка было подано главой КФХ «с нарушением порядка, предусмотренного ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, который предусматривает не двусмысленное, а конкретное указание в заявлении на основание предоставления земельного участка без проведения торгов, со ссылкой на ст. 10.1 Закона № 101-ФЗ»3.

Такое толкование представляется спорным, поскольку большинство граждан не обладают достаточными познаниями в юриспруденции, в связи с чем уполномоченный орган власти должен надлежащим образом квалифицировать поступившие заявления, разъяснять применимые нормы права, действуя тем самым в интересах местного населения.

С целью исключения злоупотреблений участок в льготном порядке предоставляется только на праве аренды. Предельный срок договора аренды – пять лет без права на перевод участка из земель сельхозназначения в земли иных категорий и на переуступку права аренды и пользования участком иным лицам в любой форме (с целью предотвращения извлечения дохода не от личного труда).

При этом допускается предоставление участков в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения на территории нескольких субъектов РФ, если предельный размер их площади не превышен. Например, законом Алтайского края от 20 декабря 2022 г. № 123-ЗС внесены изменения в краевой закон о регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельхозназначения, установившие минимальный и максимальный размеры участка, предоставляемого на основании ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения, – 2,6 и 25 га.

Общий перечень из 26 оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения содержится в ст. 39.16 ЗК. Два дополнительных основания для отказа в предоставлении участков из земель сельхозназначения для ведения КФХ установлены п. 7 ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения (наличие ранее поданной заявки и превышение предельной площади участка).

Наличие ранее поданной заявки о предоставлении участка в порядке ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения является основанием для отказа всем последующим заявителям, а не для выставления участка на торги. Например, в постановлении Четырнадцатого ААС от 4 августа 2023 г. № 14АП-4867/2023 по делу № А52-963/2023 отмечается, что «планирование к продаже земельного участка в силу положений статьи 39.16 ЗК РФ, пункта 7 статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Довод общества о том, что ввиду наличия иных заинтересованных лиц земельный участок подлежал предоставлению лишь путем проведения торгов, отклоняется апелляционным судом, поскольку основан на ошибочном толковании норм статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ, устанавливающей особенности предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, по отношению к общим нормам ЗК РФ. Так, из положений пунктов 5, 7 статьи 10.1 Закона № 101-ФЗ следует, что при поступлении нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка орган, уполномоченный на предоставление такого земельного участка, рассматривает заявления в порядке их поступления; проведение торгов нормами названной статьи Закона № 101-ФЗ не предусмотрено».

Превышение предельной площади испрашиваемых участков, предоставляемых на территории субъекта РФ для ведения КФХ, также является основанием для отказа в их предоставлении. В частности, в решении Камызякского районного суда Астраханской области от 14 июля 2023 г. № 2а-600/2023 отмечается, что «доводы заявителя о наличии у него права на предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 10.1 Закона № 101-ФЗ, являются необоснованными, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером ˂…˃ превышает максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленный на территории, основания для раздела земельного участка также отсутствуют».

В спорах о применении ст. 10.1 Закона об обороте земель сельхозназначения нужно учитывать, что норма вступила в силу с 1 января 2023 г. На заявки, поданные ранее этой даты, действие этой статьи не распространяется. Например, решением Озерского городского суда Челябинской области от 3 мая 2023 г. по делу № 2а-749/2023 установлено, что «заявление административного истца поступило в адрес администрации Озерского городского округа Челябинской области 30.12.2022 г., в связи с чем положения Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, действующие с 01.01.2023 г., применены быть не могут ˂…˃ Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 316-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусмотрено, что он вступает в силу с 01.03.2023 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу».

Урегулированию спорных вопросов применения новой нормы, как представляется, могли бы способствовать разъяснения на уровне Пленума Верховного Суда РФ.


1 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2 Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

3 Решение АС Саратовской области от 12 октября 2023 г. по делу № А57-11809/2023.

Рассказать:
Другие мнения
Марценюк Александра
Марценюк Александра
Адвокат АП Иркутской области, юрист практики недвижимости и строительства КА «Регионсервис»
Проблемы исполнения решений третейских судов о правах на недвижимость
Конституционное право
Ключевые выводы КС РФ по данному вопросу
07 мая 2024
Портнова Анастасия
Портнова Анастасия
Адвокат АП г. Москвы, МКА «Князев и партнеры»
Продление срока или выдача нового разрешения?
Конституционное право
Практика обжалования отказов в выдаче лицензий на оружие осужденным два и более раз неоднородна
03 мая 2024
Немчинова Светлана
Немчинова Светлана
Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры»
Должна ли УК продолжать управление МКД по окончании действия договора?
Конституционное право
Конституционный Суд восполнил законодательный пробел
02 мая 2024
Парфенов Алексей
Парфенов Алексей
Адвокат АП Ростовской области, АБ Ростовской области «Советник»
Защита добилась прекращения на стадии следствия дела о незаконном обороте наркотиков
Уголовное право и процесс
Этому способствовали дополнительные вопросы эксперту
02 мая 2024
Дружков Евгений
Дружков Евгений
Член Совета молодых адвокатов АП Брянской области, Брянская областная коллегия адвокатов
Защите удалось доказать невиновность врача в смерти маленького пациента
Уголовное право и процесс
По итогам рассмотрения жалобы апелляция вынесла оправдательный приговор
27 апреля 2024
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Яндекс.Метрика