×

«Тайн» у связи станет меньше?

Принятие поправок в Закон о связи может стать переломным моментом в правоприменительной практике
Куликов Никита
Куликов Никита
К.ю.н., исполнительный директор HEADS Consulting 

3 сентября Минэкономразвития России разместило на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проект изменений в ст. 63 Федерального закона «О связи», регулирующую тайну связи, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи (далее – законопроект).

Первый вопрос, возникающий еще до изучения содержания законопроекта, – почему поправки в узкопрофильный федеральный закон, к тому же в столь фундаментальную по смыслу и содержанию норму о тайне связи, разрабатывает Минэкономразвития? Второй (ключевой) вопрос – не нарушают ли планируемые изменения положения ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности права «на тайну переписки, телефонных переговоров ˂…˃ и иных сообщений», ведь ограничение названного права допускается только на основании судебного решения?

На первый взгляд, указанный диссонанс очевиден, но если углубиться в тему, такое положение дел уже не кажется случайным: замена профильного Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, для которого Закон о связи является основным, на не имеющее отношения к связи Минэкономразвития как раз и выглядит попыткой уйти от проведения параллелей между внесением поправок в ст. 63 Закона о связи и покушением на непреложные положения ст. 23 Конституции РФ – ведь если этим занимается непрофильное ведомство, значит, и цели у такого действия чисто утилитарные.

Собственно, в сопроводительных документах к законопроекту практически так и обосновывается необходимость внесения указанных изменений. Например, как сообщается в пояснительной записке, изменения вносятся на основании и во исполнение вехи 01.01.003.003 федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом № 6 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 г.

Кроме того, если более тщательно проанализировать содержание законопроекта – с учетом современных тенденций цифровой трансформации, перехода от аналоговой экономики к цифровой, можно сделать неочевидный в первом приближении вывод, что в нем косвенно может идти речь об обороте больших данных, хотя на это прямо и не указано. А вот вопросы сбора, оборота, в том числе продажи, BigData как нового цифрового актива, который может стать той самой «цифровой нефтью», как раз и находятся в ведении Минэкономразвития. Так, по оценкам компании Frost & Sullivan, в 2021 г. объем мирового рынка аналитики BigData составит 67,2 млрд долларов, увеличившись тем самым с 2016 г. более чем в 2,5 раза при ежегодных темпах роста порядка 36%.

Но если абстрагироваться от данных проблем, содержание поправок может показаться достаточно любопытным, и их принятие с высокой вероятностью способно стать переломным моментом, разделяющим практику применения Закона о связи на «до» и «после».

Предлагаемые изменения в абз. 1 и 2 п. 1 ст. 36 носят по большому счету корректирующий характер, служа примером законов «новой формации», разработанных, в первую очередь, для людей, а не для бюрократического аппарата. Думается, что сокращение формулировок, зачастую кочующих из пункта в пункт в рамках одной статьи или даже целого закона, и их замена компактными и ясными аббревиатурами должны войти в привычку законодателей – благодаря этому законы станут не только более читаемыми, но и более понятными гражданам без юридического образования, которые должны разбираться в том, что им следует соблюдать. Так что это новое, крайне важное и несомненно заслуживающее уважения начинание и данную практику следует распространить на весь законотворческий процесс.

С юридической точки зрения хочется обратить внимание на абз. 3, которым планируется дополнить п. 1 ст. 63 Закона о связи. Так, предлагается не считать нарушением права на тайну связи обработку таких данных, как дата и время оказания услуги связи, продолжительность телефонных переговоров, абонентские номера и уникальные коды идентификации абонентов. Из указанного перечня особо интересен как раз «уникальный код идентификации абонента», который может быть как внутренним номером абонента в системе, так и привязкой сим-карты к определенному устройству связи и его IMEI. А это говорит о том, что органы исполнительной власти готовят почву для внедрения в будущем возможности использования телефона и сим-карты как аналога удостоверения личности, при котором обработка таких данных будет попросту необходима.

Также следует особо отметить положение законопроекта о том, что обработка перечисленной информации уполномоченным работником оператора связи не является нарушением тайны связи. Это означает, что законодательным путем фактически будет легализован сбор операторами связи дополнительной информации об абонентах – в частности, информации об их телефонах и IMEI, которая в дальнейшем уже на вполне легальных основаниях может быть использована в том числе в рекламных целях, позволяя рекламодателям в лице операторов связи давать таргетированную рекламу полностью известному и понятному для него потребителю.

В настоящее время такого рода скрытая реклама находится в «серой» зоне. В качестве примера рассмотрим два варианта интеграции человека и рекламы, уже присутствующих на рынке, но если первый из них позволяет идентифицировать клиента, то второй представляет собой именно «партизанский» подход, который как раз и станет легализованным.

Итак, первый способ – реклама по телефону (многим постоянно поступают рекламные обращения в виде как сообщений, так и телефонных звонков). Принятие рассматриваемой поправки полностью легализует такой «поиск» клиентов и звонящим, например, не нужно будет придумывать, каким образом к ним попал номер телефона, – они смело смогут ссылаться на оператора связи.

Второй способ интеграции – это как раз реклама с использованием IMEI телефона, достигшая невероятной эффективности. Так, когда владелец телефона проходит мимо рекламного экрана в торговом или бизнес-центре, специализированное оборудование оперативно выявляет телефон и выясняет его IMEI (это возможно, если на телефоне включены wi-fi или Bluetooth), после чего не без помощи операторов связи (которые идентифицируют IMEI телефона, сим-карту абонента, выдаваемую при предъявлении паспорта) рекламодатели за доли секунды предлагают таргетированную рекламу, основанную на интересах абонента, его поисковых запросах и любой другой имеющейся об абоненте информации. Данный способ взаимодействия также будет легализован после принятия рассматриваемых поправок в Закон о связи.

Читайте также
О правилах хранения информации по «Закону Яровой»
В настоящий момент операторы связи не имеют возможности исполнять установленные требования
13 июля 2018 Мнения

Еще один вариант возможного использования предлагаемых изменений – совершенствование нормативно-правовой базы в целях исполнения операторами связи так называемого «пакета Яровой», до сих пор реализуемого с большими сложностями. Снятие одного из правовых барьеров для его применения определенно лишним не будет.

Подводя итог, можно отметить, что законопроект отвечает духу времени и задачам цифровой трансформации экономики и при этом легализует ряд практик в бизнесе, которые еще до принятия планируемых поправок уже вовсю внедряются на разных уровнях. Именно для развития экономики, а также для формирования задела на будущее рассматриваемые нововведения выглядят актуальными и обоснованными.

Рассказать:
Другие мнения
Акишева Анастасия
Акишева Анастасия
Старший юрист корпоративной практики МКА «ОСНОВА»
Drag-along в российской правоприменительной практике
Корпоративное право
Особенности защиты права требования совместной продажи акций (долей)
31 марта 2025
Галенников Лев
Галенников Лев
Член Совета молодых адвокатов АП Омской области
Действие уголовного закона в пространстве: ошибки правоприменения
Уголовное право и процесс
Пример разностороннего трактования термина «интересы, охраняемые УК РФ»
31 марта 2025
Соколов Яков
Соколов Яков
Адвокат, член АП г. Москвы, КА г. Москвы «Старинский и партнеры»
«Закрытое» право на защиту
Уголовное право и процесс
Проект поправок в УПК призван устранить проблемы, касающиеся протокола закрытого судебного заседания
28 марта 2025
Скомаровская Надежда
Скомаровская Надежда
Адвокат, член АП Иркутской области, иркутская коллегия адвокатов «Линия защиты»
Казус «особого значения»
Арбитражный процесс
Об использовании слова «судебный» в наименованиях негосударственных экспертных организаций
27 марта 2025
Новиков Алексей
Новиков Алексей
Адвокат, член АП города Москвы, управляющий партнер Criminal Defense Firm
Поправки в ст. 152 УПК: спорные аспекты
Уголовное право и процесс
Местонахождение большинства потерпевших для расследования преступлений – не всегда определяющий фактор
25 марта 2025
Саенко Антон
Саенко Антон
Старший партнер АБ г. Москвы «Глушков, Саенко и партнеры»
Шаг к соблюдению баланса интересов сторон уголовного судопроизводства
Уголовное право и процесс
О поправках в УПК, закрепляющих право адвоката копировать материалы дела
20 марта 2025
Яндекс.Метрика