Пандемия стремительно повернула мир трудовых отношений в сторону цифровизации, породив одновременно множество правовых неопределенностей и нарушений трудового законодательства, социальных проблем и противоречий. Государственные решения по урегулированию возникающих сложностей (на которые обычно требовались годы) в период пандемии принимались весьма оперативно. Таким образом, накопилось, на наш взгляд, достаточно фактов, чтобы можно было говорить о социально-трудовых отношениях «эпохи коронавируса», а главное – об уроках, которые нужно извлечь для будущего регулирования.
В качестве одного из основных мы бы отметили стремительный перевод на дистанционный формат государственных услуг в сфере труда, занятости, социальной защиты, а также надзора за соблюдением трудовых прав и рассмотрения трудовых споров.
«Базис» к началу эпидемии
Цифровизация сферы управления социально-трудовыми отношениями началась до пандемии и осуществлялась в следующих формах.
Во-первых, в ст. 155.1 ГПК РФ, введенной Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 66-ФЗ, для рассмотрения трудовых и иных социальных споров (по вопросам пенсий, а также пособий по нетрудоспособности) предусмотрена возможность участия в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи (далее – ВКС) соответствующих судов по месту нахождения сторон процесса. Однако на практике при рассмотрении трудовых споров она редко применялась, поскольку все равно предполагалась явка в один из судов, имеющих ВКС. Стали также активно развиваться сервисы по подаче в суд документов, связанных с трудовыми спорами, в электронном формате.
Во-вторых, с 1 июля 2017 г. по желанию граждан стала допустимой выдача электронного листка нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ). Количество таких больничных листков давно превысило 1 млн и продолжает расти.
В-третьих, с 2011 г. начался поэтапный процесс прямой выплаты пособий социального страхования из Фонда социального страхования, «минуя» работодателя. То есть пособия рассчитываются и выплачиваются гражданам непосредственно территориальными органами ФСС на основе данных, в электронной форме передаваемых работодателем. Большинство регионов страны включены в данный процесс (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294).
В-четвертых, обращения граждан в органы Государственной инспекции труда и прокуратуры о нарушении их трудовых прав стали возможны посредством сайтов данных ведомств и портала госуслуг. Начал также работу портал онлайн-консультирования работников и работодателей «онлайнинспекция.рф», посредством которого реализуется механизм самоконтроля работодателя за соблюдением трудового законодательства.
В-пятых, открылся портал «Работа в России», который наряду с сайтами органов службы занятости и порталом госуслуг помогает искать работу дистанционно, без явки в службу в занятости.
В-шестых, в конце 2019 г. был принят давно ожидаемый пакет законов, регулирующих обмен между работодателями и Пенсионным фондом РФ информацией о работниках (о приеме, увольнении, переводе и т. п.) с 2020 г. и переход с согласия работников в 2021 г. на электронные трудовые книжки (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ).
Пандемия ускорила цифровизацию управления в сфере труда
Начало пандемии и объявленный в связи с этим режим самоизоляции подтолкнули органы власти оперативно перейти к предоставлению в электронном виде тех госуслуг, которые ранее требовали личного присутствия гражданина.
В частности, был введен временный (до 1 июля 2020 г.)1 порядок дистанционного оформления больничных листов для тех, кто находится на карантине, а также упрощен порядок назначения и выплаты ряда пособий. Кроме того, установлен временный порядок (сроком до 1 октября) заочного признания гражданина инвалидом2. Органы власти и социальные фонды призвали россиян обращаться за получением госуслуг дистанционно.
Революционные, на наш взгляд, изменения произошли в работе Государственной службы занятости. Так, с 1991 г. требовался личный визит гражданина в центр занятости для регистрации в качестве безработного и оформления пособия (разумеется, с предоставлением соответствующих документов на бумажном носителе). Попытки «оцифровать» этот порядок были безуспешными, и только риск распространения новой коронавирусной инфекции побудил власти – вначале в г. Москве, а затем и по всей России – разрешить гражданам подавать заявление для получения пособия по безработице онлайн (через портал «Работа в России»)3.
Исключена необходимость предоставления копии трудовой книжки, приказа об увольнении и справки о заработке от предыдущего работодателя – данную информацию центры занятости уточняют путем межведомственного взаимодействия.
Что будет дальше?
Однако проблема в том, что указанные новации в сфере предоставления госуслуг приняты в качестве временных мер – на период пандемии, и это касается как дистанционного оформления больничного листа, так и онлайн-регистрации граждан в качестве безработных. В то же время, на наш взгляд, формат оказания госуслуг уже никогда не будет прежним.
Прежде всего режим самоизоляции изменил в этой части привычки граждан, поскольку визиту в МФЦ (которые были закрыты в период действия ограничительных мер) существовала альтернатива в виде портала госуслуг.
Кроме того, эпидемия, выступив катализатором развития системы дистанционного предоставления госуслуг, потребовала нестандартных решений, которые, полагаем, не только «приживутся», но и будут развиваться.
Наконец – и это самое главное – «эпоха коронавируса» ускорила цифровизацию системы социально-трудовых отношений, что само по себе требует нового «цифрового» качества предоставления госуслуг в этой сфере. Стали востребованы представительство и защита прав работников и работодателей в онлайн-формате. Роструд и общественные организации развернули дистанционное консультирование, поскольку в период самоизоляции миллионы работников, отправленных на «удаленку», в неоплачиваемые отпуска или уволенных, обращались к интернет-ресурсам за решением их проблем, – например, количество обращений в Роструд возросло в 7 раз!
Судебное рассмотрение трудовых споров: цифровизацию откладывать нельзя
Обострилась и проблема сроков рассмотрения трудовых споров в судах, поскольку в условиях пандемии суды стали назначать к слушанию дела только безотлагательного характера, к которым трудовые споры не относятся. И если подать любые процессуальные документы в суд в электронном виде не составляет проблемы, то сроки заседаний сдвинулись минимум на полтора месяца с учетом майских праздников – это касается исков о невыплате или неполной выплате зарплаты, незаконном увольнении или незаконном переводе и признании незаконным простоя производства в организации.
Совет по правам человека при Президенте РФ обоснованно, на наш взгляд, указал правительству на эту ситуацию.
Вместе с тем трудовые вопросы затрагивают как насущные интересы граждан, так и проблемы экономики страны, особенно пострадавшей в период эпидемии.
В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 (в редакции от 29 апреля 2020 г. № 822) была предусмотрена отмена очного рассмотрения трудовых споров в условиях нерабочих дней в РФ в связи с пандемией, и это актуализировало тему совершенствования применения ВКС в различных модификациях для рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции. В связи с этим полагаем неуместным и необоснованным использование несертифицированных сервисов (типа WhatsApp, ZOOM, Skype) для дистанционного участия в заседании. Целесообразно, на наш взгляд, выработать единый и защищенный сервис для всей судебной системы России с возможностью доступа к нему граждан из конкретных домохозяйств. Как вариант – таким сервисом может быть видеосвязь посредством портала госуслуг или «ГАС Правосудие».
Кроме того, как указал Верховный Суд РФ, с 21 апреля 2020 г. отдельные категории дел рассматриваются им с применением системы веб-конференции, обеспечивающей безопасную передачу данных. По сообщению пресс-службы Суда, 21 апреля Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела таким образом шесть дел.
В заключение отметим, что развитие цифровизации судебных, надзорных органов, а также органов исполнительной и законодательной власти для обеспечения непрерывного функционирования системы социально-трудовых отношений должно предполагать повсеместное распространение Интернета и наличие защищенных каналов связи.
На наш взгляд, окончание пандемии не должно изменить курс на расширение формата дистанционного доступа граждан к государственным услугам и защите их социально-трудовых прав с использованием информационно-коммуникационных технологий с учетом того, что это, возможно, не последнее явление глобального масштаба, актуализирующее дистанционный формат взаимодействия государства и граждан.
1 Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. № 294.
2 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467.3 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460.