×

Взыскание убытков с руководителей в практике ВС в 2023 году

Важные правовые позиции о привлечении к ответственности в рамках дел о банкротстве
Кузнецов Николай
Кузнецов Николай
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н.

В 2023 г. Верховный Суд РФ не обошел вниманием вопросы, связанные с взысканием в делах о банкротстве убытков с руководителей организаций, а также с арбитражных управляющих1.

Рассмотренные дела касались:

  • состава лиц, участвующих в спорах о взыскании убытков с арбитражных управляющих;
  • соотношения размера убытков и субсидиарной ответственности;
  • отдельных оснований привлечения и освобождения от ответственности.

В Обзоре судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве, утвержденном Президиумом ВС 11 октября 2023 г. (далее – Обзор), приведены правовые позиции по процессуальным вопросам, касающимся взыскания с арбитражных управляющих убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве. В частности, отмечена возможность причинения убытков организации-должнику в случае неподачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц (далее – КДЛ) к субсидиарной ответственности.

Читайте также
ВС утвердил Обзор практики по вопросам участия арбитражного управляющего в банкротном деле
Документ содержит 32 правовые позиции, регламентирующие требования к арбитражному управляющему и порядок его утверждения, исполнение им обязанностей в деле о банкротстве, а также вознаграждение и ответственность
18 октября 2023 Новости

Так, в п. 31 Обзора Верховный Суд указал, что для участия в судебных спорах о взыскании с арбитражного управляющего убытков, причиненных им в результате ненадлежащего исполнения обязанностей в деле о банкротстве, привлекаются страховые организации и СРО арбитражных управляющих.

Это положение не является новым – суды в рамках данной категории дел, как правило, привлекают указанных лиц к участию в рассмотрении споров. Очевидно, такое разъяснение обусловлено стремлением ВС лишний раз напомнить судам о составе лиц, участвующих в подобного рода спорах.

Привлечение к судебному разбирательству обосновано тем, что при наступлении ответственности арбитражного управляющего причиненные им убытки взыскиваются с него, погашаются выплатой страховой суммы по договору обязательного страхования в установленных договором пределах, а при недостаточности этих сумм – выплатой из компенсационного фонда СРО, член которой был утвержден в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В п. 28.2 Обзора Верховный Суд обратил внимание на то, что непринятие мер по привлечению к ответственности контролировавших должника лиц может создать реальную угрозу причинения убытков должнику и его кредиторам.

Вопрос о том, обязан ли конкурсный управляющий подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, имеет давнюю историю – ВС затрагивал его еще в 2019 г. в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 29 апреля № 310-ЭС17-15048(2) по делу № А62-7310/2015, которым отстранил конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в связи с неподачей заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

Таким образом, управляющие, которые при наличии оснований привлечения к субсидиарной ответственности не подают соответствующие заявления, несут риск последующего вменения им бездействия в качестве основания отстранения от исполнения возложенных на них обязанностей и взыскания с них убытков.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 28 сентября 2023 г. № 306-ЭС20-15413(3) по делу № А57-12609/2017 ВС сформировал правовую позицию о соотношении субсидиарной ответственности и возмещения убытков. Он указал:

  • применительно к ликвидации должника через процедуру конкурсного производства убытки, причиненные контролирующим лицом, в конечном счете ложатся как на кредиторов (в части суммы непогашенных требований), лишая их возможности получить удовлетворение их требований за счет конкурсной массы, так и на акционеров, участников должника и собственника его имущества (в остальной части), нарушая их право на получение ликвидационной квоты;
  • если КДЛ ранее уже было привлечено к субсидиарной ответственности, требование о возмещении им убытков удовлетворяется в части, не покрытой размером этой ответственности;
  • если с контролирующего лица ранее взысканы убытки в сумме, превышающей предел субсидиарной ответственности, требование о привлечении к субсидиарной ответственности не может быть удовлетворено в случае, когда КДЛ являлось фактическим руководителем и единственным бенефициаром (участником) должника.
Читайте также
ВС пояснил нюансы привлечения контролирующих должника лиц к ответственности по корпоративным основаниям
Суд счел: если КДЛ ранее уже привлекалось к субсидиарной ответственности и при этом является единственным участником этого общества, то нельзя удовлетворить требование кредитора о взыскании с него убытков за непогашение задолженности
06 октября 2023 Новости

Очевидно, выводы ВС базируются на том, что имущественные потери кредиторов покрыты суммой ранее взысканных убытков, а интересы лица, обладающего правом на получение ликвидационной квоты, не нарушены (в рассматриваемом случае такое право имел фактический руководитель и единственный бенефициар должника, выступающий одновременно субсидиарным ответчиком).

Важное значение для судебной практики применительно к ответственности руководителей будут иметь выводы ВС, изложенные в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 27 ноября 2023 г. № 305-ЭС18-6680 (28-30) по делу № А40-200773/2016 о банкротстве АО «Военно-промышленный банк». Несмотря на то что спор касается привлечения к субсидиарной ответственности, затронутая в нем проблема отдельных оснований привлечения и освобождения от ответственности, как представляется, носит универсальный характер. Резонансный характер этого дела был очевиден еще до стадии кассационного обжалования2.

Отмечу наиболее значимые выводы ВС о возможности привлечения КДЛ к ответственности за создание дефектной системы управления и недопустимости «автоматического» освобождения от гражданско-правовой ответственности в случае установленного в уголовном деле состояния невменяемости председателя правления юрлица.

ВС, в частности, отметил, что суды возложили ответственность за противоправную деятельность банка на двух лиц, уполномоченных на совершение сделок по доверенности, выданной невменяемым председателем правления, в то время как ни один из непосредственных органов управления кредитной организации за созданную и поддерживаемую дефектную систему управления ответственности не несет.

Как пояснил ВС, противоправность бездействия может выражаться в систематическом уклонении органов управления юрлица от исполнения обязанностей, закрепленных в корпоративных правилах и нормативных актах, следствием чего является полная утрата контроля за действиями сотрудников.

Выводы ВС направлены на пресечение ухода от ответственности руководителей при создании ситуации «коллективного бездействия» и размывания границ ответственности между органами управления. Особенно актуальны они в случаях причинения убытков руководителями организаций, управленческая структура которых отличается высоким уровнем сложности.

В некоторых случаях в целях ухода от ответственности руководители и бенефициары могут искусственно создать настолько запутанную систему управления, при которой потерпевшие от их незаконных деяний фактически лишаются возможности установить лиц, принимающих ключевые управленческие решения. Невозможность привлечения к ответственности руководителей в подобных ситуациях способствовала бы расширению практики недобросовестного ухода от ответственности и снижению степени защиты потерпевших.

Важное практическое значение имеют и выводы Верховного Суда о влиянии установленного в рамках уголовного дела состояния невменяемости лица, занимающего руководящую должность, на возможность его привлечения к субсидиарной ответственности.

В деле такого рода ВС не согласился с выводами судов первой и кассационной инстанций, освободивших председателя правления банка от субсидиарной ответственности на основании заключения проведенной по уголовному делу судебной психолого-психиатрической экспертизы. Результаты исследования свидетельствовали о невменяемости подэкспертного, что, по мнению судов, явилось основанием применения положений ст. 1078 ГК РФ.

Читайте также
ВС разобрался в банкротном деле, в котором председатель банка признан невменяемым при фактически отсутствующем совете директоров
Верховный Суд вернул дело в части привлечения лиц к субсидиарной ответственности на новое рассмотрение в первую инстанцию, по пунктам разложив обстоятельства, которые необходимо установить
18 декабря 2023 Новости

ВС отметил, что состояние невменяемости, установленное в рамках уголовного процесса, не может – в отличие от гражданской недееспособности – констатироваться в неограниченном временном периоде: оно устанавливается применительно к совершению лицом вменяемых ему конкретных противоправных деяний.

Верховный Суд пояснил, что к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, относились наличие или отсутствие у председателя правления кредитной организации психического расстройства в период совершения сделок, вменяемых ему конкурсным управляющим в качестве основания субсидиарной ответственности. В случае наличия такого расстройства подлежали установлению периоды стойкой ремиссии (выздоровления) указанного лица.

Выводы ВС направлены на недопущение освобождения от гражданско-правовой ответственности исключительно на основании установленного в уголовном деле состояния невменяемости председателя правления. ВС попытался найти сбалансированный подход к разрешению подобных споров, указав на возможность освобождения такого лица от ответственности, но при наличии доказательств, свидетельствующих о психическом расстройстве в моменты совершения каждой из вменяемых ему сделок. О таком расстройстве, по мнению суда, может свидетельствовать обращение в юридически значимые периоды времени за профильной медицинской помощью, состояние лица на учете в психоневрологическом диспансере. Также оно может быть установлено по результатам проведения судебно-психиатрической (психолого-психиатрической) экспертизы (стационарной или амбулаторной).


1 В данной статье не учитывались определения об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС.

2 См., в частности, Аникина Наталья. Субсидиарная ответственность за бездействие. Дело АО «Военно-Промышленный Банк» и АКБ «Легион» 

Рассказать:
Другие мнения
Минушкина Анна
Минушкина Анна
Адвокат АП г. Москвы, коллегия адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»
Снятие коронавирусных ограничений обусловило рост числа нарушений миграционного законодательства
Производство по делам об административных правонарушениях
Динамика показателей статистики за 2022–2023 гг.
20 мая 2024
Шипнягов Антон
Несостоятельность притязаний третьих лиц удалось доказать
Гражданское право и процесс
Суд обязал ответчика вернуть россиянину картину, незаконно удерживаемую за рубежом
17 мая 2024
Зурабян Артур
Зурабян Артур
Адвокат АП Московской области, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX
Практика применения банкротства подтверждает «ликвидационный» тренд
Арбитражный процесс
Динамика ключевых показателей статистики по делам о несостоятельности
17 мая 2024
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Лапидарные оценки и их последствия
Уголовное право и процесс
Аномальные подходы к оценке доказательств в уголовном судопроизводстве требуют пересмотра
16 мая 2024
Чернобель Яна
Чернобель Яна
Адвокат АП г. Москвы, партнер АП «Павел Хлюстов и Партнеры»
Доля отмены судебных решений остается невысокой
Арбитражный процесс
Данный показатель у арбитражных судов округа выше, чем у судов апелляционной инстанции
16 мая 2024
Домино Иван
Домино Иван
Управляющий партнер DOMINO LEGAL TEAM, арбитражный управляющий
«Цифровой след» банкротства как мера повышения социальной ответственности
Арбитражный процесс
Проблемы неисполнения долговых обязательств в зеркале статистики
15 мая 2024
Яндекс.Метрика