×

Ответственность за «наезд» на бизнес

Советники ФПА РФ прокомментировали предложения Бориса Титова по изменению УК РФ и КоАП РФ
18 июля на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов передал ему законопроект (имеется в распоряжении пресс-службы ФПА РФ), которым предлагается ввести ответственность сотрудников правоохранительных органов за незаконное возбуждение уголовных дел и несоблюдение порядка проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.

 

18 июля на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов передал ему законопроект (имеется в распоряжении редакции), которым предлагается ввести ответственность сотрудников правоохранительных органов за незаконное возбуждение уголовных дел и несоблюдение порядка проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, показал, что в практике досудебной стадии уголовного судопроизводства в настоящий момент широко распространены следующие нарушения:
– возбуждение уголовного дела в нарушение требований ч. 3 ст. 20 УПК РФ без достаточных оснований;
– произведение неверной квалификации дела;
– проведение обыска, выемки, допроса в отношении лица, которое не является обвиняемым, подозреваемым по делу;
– нарушение порядка проведения обыска, выемки, допроса.

При этом в настоящий момент за подобные действия должностные лица получают лишь замечание или выговор, несмотря на тяжесть своего проступка.

В качестве противодействия предлагается, во-первых, внести изменения в ч. 3 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», введя отягчающее обстоятельство за «возбуждение уголовного дела без повода и (или) при отсутствии достаточных оснований, либо с нарушением установленного порядка их возбуждения». Во-вторых, предлагается дополнить КоАП РФ статьей 19.38 «Административная ответственность должностных лиц за незаконное и необоснованное проведение обыска, выемки, допроса, проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также нарушение порядка их проведения». В качестве ответственности за такое правонарушение предлагается наложение административного штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года. А при повторном нарушении или же при проведении обыска, выемки или ОРМ без основания или с несоблюдением условий их проведения – штраф от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Бизнес-омбудсмен предложил разработать законодательную инициативу на основе предложенного законопроекта совместно с рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Напомним, ранее по итогам работы группы Госдумой был принят пакет поправок, направленных на либерализацию «предпринимательских» статей Уголовного кодекса РФ.

По словам советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна, предложенный Борисом Титовым законопроект заслуживает самой решительной поддержки и одобрения. «Законопроект продиктован сложившейся негативной практикой деятельности должностных лиц правоохранительных органов, которые часто нарушают требования закона и права граждан (в том числе и предпринимателей) и при этом остаются безнаказанными, поскольку ведомственное руководство не заинтересовано в признании их ошибок, а значит, и своих собственных. Опасность привлечения должностных лиц к административной ответственности и даже к уголовной вынудит их принимать взвешенные и соответствующие требованиям закона решения. Граждане, предприниматели и их адвокаты получат новые процессуальные возможности для отстаивания своих прав. Данный законопроект – это действенный шаг в сторону укрепления законности и правопорядка», – отметил Нвер Гаспарян.

В то же время советник ФПА РФ Сергей Бородин назвал документ неоднозначным. По его словам, с одной стороны, наблюдается рост количества уголовных дел о преступлениях экономической направленности, которые зачастую попросту приводят к разорению, уничтожению бизнеса без последующего привлечения виновных к уголовной ответственности. Нередки случаи интерпретации следственными органами банального нарушения бухгалтерской дисциплины как преступного деяния. Безусловно, таковое положение дел недопустимо, оно негативно сказывается на инвестиционном климате нашего государства, требует ужесточения надзора за следственными органами. С другой стороны, введение административной или уголовной ответственности свяжет следователей по рукам и ногам, может породить правовой хаос в сфере предпринимательства и создаст условия для роста числа экономических преступлений.

«Возможно, некоторая часть уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательства носит заказной характер, обусловлена коррумпированностью следователей и направлена на банальное уничтожение бизнеса. Однако существуют и случаи, когда уголовные дела о реально совершенных преступлениях не доходят до суда только в связи с малой доказательственной базой, допущенными нарушениями при проведении оперативно-розыскных мероприятий или по прочим формальным основаниям. В таких случаях первоначальные подозрения следственных органов могли быть вполне обоснованными, действия должностных лиц законными, а преступление было реально совершено (хотя и не доказано). И тогда предлагаемые новшества законодательства создадут угрозу привлечения к ответственности добросовестно выполнявших свои служебные обязанности должностных лиц, что попросту несправедливо. Таким образом, необходимость усиления контроля и надзора за деятельностью следственных органов назрела, однако введение в связи с этим административной или уголовной ответственности для должностных лиц считаю излишний и нецелесообразной мерой», – пояснил Сергей Бородин пресс-службе ФПА свою позицию. Он также отметил, что Уголовный кодекс РФ уже содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 299–301 УК РФ).


Рассказать:
Яндекс.Метрика