Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предполагает дополнить ст. 110 УК РФ частью 2, предусматривающей повышенные меры ответственности за доведение до самоубийства несовершеннолетнего, а равно группой лиц по предварительному сговору. Кроме того, предлагается дополнить УК РФ статьей 110.1 «Склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства».
В данной статье указывается, что «склонение лица или группы лиц к самоубийству путем уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства, в том числе содержащейся в средствах массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетях, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства, а равно совершение указанных действий в отношении неопределенного круга лиц наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».
Те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего или группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
В связи с этим в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предлагается внести техническую правку, содержащую отсылку к новой статье УК РФ.
В пояснительной записке сенатор Беляков ссылается на данные Роспотребнадзора, согласно которым в 2013 г. Россия вышла на первое место в Европе по количеству детских суицидов. «Основной причиной сложившейся ситуации было официально названо пагубное влияние интернета на несформировавшуюся подростковую психику. Чаще всего совершали самоубийства не дети, имевшие существенные социально-психологические, материальные проблемы, а именно жертвы жестокой пропаганды», – подчеркивает автор законопроекта.
«Множество закрытых групп в социальных сетях буквально заманивает в свои сообщества школьников, внушая им мысли о собственной никчемности, недостойности для окружающего мира и бессмысленности дальнейшего существования, а также активно освещает многочисленные случаи самоубийства среди их ровесников», – возмущается Беляков и ссылается на научные исследования, которые «выявили прямую связь между популяризацией, выраженной даже в форме широкого освещения факта суицида в СМИ и сети “Интернетˮ, с ростом числа самоубийств».
В настоящее время за призыв к суициду среди несовершеннолетних законодательство предусматривает лишь административную ответственность, а УК РФ предусматривает ответственность только за «доведение до самоубийства», совершенное путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Сенатор предлагает воспользоваться опытом стран ЕС, где уголовно наказуемым деянием считается не только доведение до самоубийства, но и подстрекательство и пособничество в самоубийстве.
Правительство РФ дало положительный отзыв на данный законопроект, однако, поддержав его концепцию, высказало ряд замечаний, которые предлагается учесть при принятии документа.
В то же время в Верховном Суде РФ считают, что законопроект нуждается в доработке, не все замечания, поступившие из Верховного Суда РФ, были учтены, а они сохраняют свою актуальность.
В отзыве, подписанном заместителем председателя Верховного Суда РФ Владимиром Давыдовым, в частности, отмечается, что ст. 110 УК РФ применяется относительно редко и что «это может быть связано с трудностями в применении данной уголовно-правовой нормы». Склонение к самоубийству определенного лица (группы лиц) и неопределенного круга лиц «различаются по объективным и субъективным признакам, а также по степени общественной опасности, что необходимо учесть в законопроекте, равно как и повышенную общественную опасность использования для пропаганды самоубийства средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей», – подчеркивает зампред Верховного Суда РФ. Кроме того, согласно отзыву, к законопроекту имеется и замечание юридико-технического характера.
Адвокат Омской областной коллегии адвокатов, председатель Совета молодых адвокатов АП Омской области Евгений Забуга положительно оценил законопроект, так как в нем «предлагается криминализировать действия, не названные в уголовном законе в качестве преступных, однако обладающие высокой общественной опасностью». Кроме того, законопроект имеет большое социальное значение, так как направлен на защиту в первую очередь несовершеннолетних, для которых особенно опасно негативное воздействие. Поэтому «оставлять их без надлежащей уголовно-правовой охраны со стороны государства было бы неправильно», – подчеркнул адвокат.
Евгений Забуга также обратил внимание, что «в случае введения в УК РФ нового состава преступления появится и соответствующая судебно-следственная практика, поскольку до настоящего времени “склонениеˮ и “содействиеˮ со стороны даже установленных лиц не дают возможности привлечения их к уголовной ответственности, что приводит к вынесению постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел».