«Проектом федерального закона вводятся правила, которые, развивая уже закрепленные в уголовно-процессуальном законе требования, позволят в ходе предварительного расследования сократить риски воспрепятствования допуску защитника к участию в досудебной процессуальной деятельности, в том числе на первоначальном этапе, исключить немотивированные отказы в рассмотрении и удовлетворении ходатайств об исследовании доказательств, приобщении к делу документов и других материалов и иные неправомерные ограничения в реализации адвокатом его процессуальной функции», − говорится в пояснительной записке.
Документом предлагается, в частности, внести изменения в ст. 49 УПК РФ, предусматривающие, что адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в нем и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента допуска.
Также предлагается дополнить ст. 50 УПК РФ положениями, которые обязывают органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах по назначению.
В ст. 56 Кодекса вносится изменение, закрепляющее свидетельский иммунитет адвокатов.
Кроме того, УПК РФ предлагается дополнить положениями, согласно которым адвокату не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста «для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию», и предоставляются гарантии участия в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Еще одной важной новеллой законопроекта является введение в УПК РФ новой ст. 450.1 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката», согласно которой обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) производятся только после возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого либо на основании постановления судьи, причем в тексте постановления должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты.
При этом обыск и выемка могут производиться только в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ или иного уполномоченного президентом данной адвокатской палаты лица, «обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну». Изъятие адвокатского досье целиком, фотографирование и иная фиксация его материалов – прямо запрещены.
Также предлагается скорректировать статью УПК РФ, сняв запрет на подачу повторных кассационных жалоб на приговор иными лицами и по новым правовым основаниям. Плюс предлагается новая редакция ст. 161 КоАП РФ, в которой конкретизируются правила сохранения тайны следствия.
Сроки рассмотрения данного законопроекта пока не обозначены.