Законопроект, внесенный сенатором Андреем Клишасом, как следует из пояснительной записки, разработан в целях повышения эффективности деятельности ФССП России и обусловлен необходимостью приведения российского законодательства об исполнительном производстве в соответствие с судебной практикой и практикой работы судебных приставов.
Документом предлагается внести изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которыми организации и лица, выплачивающие должнику периодические платежи, будут обязаны индексировать алименты не только в случае получения исполнительного документа от взыскателя, как это происходит сейчас, но и от судебного пристава-исполнителя. При этом пристав может представить только копию исполнительного документа.
Также законопроектом предлагается установить, что основанием для возбуждения исполнительного производства о взыскании образовавшейся суммы задолженности по алиментам будет являться постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментным обязательствам. Такая поправка обусловлена тем, что нередко после прекращения исполнительного производства сохраняется непогашенная задолженность по алиментам.
Партнер АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов положительно отозвался о предлагаемых изменениях, отметив, что им предшествовала оценка текущей правоприменительной практики и направлены они исключительно на соблюдение интересов ребенка. «Но фактически это тонкая настройка имеющегося механизма», – уточнил адвокат.
Вместе с тем, по мнению эксперта, необходимо начать дискуссию по исключению института прямого удержания алиментов работодателем. «Эти нормы устарели, и на коммерческие организации возлагается государственная функция исполнения судебных решений. Кроме того, часто такой метод взыскания имеет минимальную эффективность и позволяет должникам скрывать истинные доходы», – пояснил Евгений Тарасов.
Документом предлагается внести изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которыми организации и лица, выплачивающие должнику периодические платежи, будут обязаны индексировать алименты не только в случае получения исполнительного документа от взыскателя, как это происходит сейчас, но и от судебного пристава-исполнителя. При этом пристав может представить только копию исполнительного документа.
Также законопроектом предлагается установить, что основанием для возбуждения исполнительного производства о взыскании образовавшейся суммы задолженности по алиментам будет являться постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментным обязательствам. Такая поправка обусловлена тем, что нередко после прекращения исполнительного производства сохраняется непогашенная задолженность по алиментам.
Партнер АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов положительно отозвался о предлагаемых изменениях, отметив, что им предшествовала оценка текущей правоприменительной практики и направлены они исключительно на соблюдение интересов ребенка. «Но фактически это тонкая настройка имеющегося механизма», – уточнил адвокат.
Вместе с тем, по мнению эксперта, необходимо начать дискуссию по исключению института прямого удержания алиментов работодателем. «Эти нормы устарели, и на коммерческие организации возлагается государственная функция исполнения судебных решений. Кроме того, часто такой метод взыскания имеет минимальную эффективность и позволяет должникам скрывать истинные доходы», – пояснил Евгений Тарасов.
Глеб Кузнецов