Изучив проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права), в ФПА РФ пришли к выводу, что данный законопроект нуждается в доработке.
Эти изменения авторы законопроекта обосновывают необходимостью расширения возможностей наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений, упрощения процедур принятия наследства, а также эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управления ею в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.
Однако в ФПА РФ не считают удачной как терминологическую замену понятий (словосочетание «о праве на наследство» предлагается заменить оборотом «о праве наследования»), так и принципиальные изменения, вводящие в гражданский оборот так называемое совместное завещание супругов. В настоящее время цель, вероятно предполагаемая авторами законопроекта, «может быть реализована путем составления супругами взаимных завещаний и не требует какого-либо дополнительного регламентирования», отмечается в письме.
Кроме того, законопроект предлагает возможность назначения в качестве исполнителей завещания не только граждан, но и юридических лиц. Однако «выбор наследодателем душеприказчика основан на личном доверии, создающем убежденность наследодателя в том, что его воля после смерти будет исполнена назначенным им лицом». А введение в качестве исполнителей завещаний юридических лиц нивелирует это личное доверие, считают в ФПА. Более того, данный вопрос не требует дополнительного регулирования, так как в настоящее время исполнитель завещания вполне способен обеспечить исполнение воли наследодателя, в том числе принять меры по охране наследства, организации доверительного управления.
Одной из наиболее значительных новелл, предлагаемых законопроектом, является введение в отечественное наследственное право наследственного договора. Это новое основание наследования, которое ранее не было известно российскому наследственному праву, не имеет однозначного восприятия в странах Западной Европы и получило значительное распространение в странах англосаксонской правовой системы. В ФПА считают, что введение наследственного договора предполагает существенное ограничение принципа свободы завещания. Кроме того, не решен вопрос о судьбе завещания, совершенного до заключения наследственного договора. Недостатком также называется отсутствие ограничений на составление наследственного договора через представителя.
Расторжение или изменение наследственного договора возможно только по соглашению сторон или на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств. Вопрос о том, что подразумевается под существенным изменением обстоятельств, открыт. Это и ряд других замечаний позволяют экспертам ФПА сделать вывод, что предложенная концепция наследования по договору носит скорее декларативный характер и требует серьезной доработки.
Законопроект вносит существенные изменения в положения ч. III ГК РФ о доверительном управлении наследственным имуществом, что в ФПА отмечают в качестве положительного момента. Прежде всего, разрешена неопределенность в том, кто должен выступать в качестве инициатора учреждения доверительного управления. Это либо нотариус, либо исполнитель завещания. Однако возможность заключения договора доверительного управления без указания срока в ФПА не могут признать правильной, «поскольку это может ограничивать права наследника на распоряжение наследственным имуществом».
Подытоживая вышесказанное, в ФПА полагают, что «в настоящее время отсутствует необходимость изменения концепции наследственного права», а цели, которые ставят авторы законопроекта, «вполне могут быть реализованы в рамках действующего законодательства».
В письме, направленном председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрею Клишасу, содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения членов Совета Федерации ФС РФ.