В руководстве подчеркивается, что некоторые существующие системы оказания БЮП являются эффективными, однако при этом не охватывают определенные категории социально незащищенных лиц, которым требуется та или иная юридическая помощь. В этой связи документом предлагается пошаговая инструкция по выяснению, существуют ли в регионе лица, не обеспеченные юридической помощью, в которой они нуждаются, а также способы исправления ситуации или совершенствования региональной системы оказания БЮП.
В частности, документ содержит примеры конкретных проблем и возможные пути их решения. Например, низкий уровень оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, предлагается решать с помощью таких мер, как ориентирование на минимальные тарифы, утвержденные региональной палатой адвокатов исходя из средней стоимости юридических услуг и согласованные с Федеральной палатой адвокатов РФ; приближение ставок оплаты к рыночному уровню; упрощение процедуры расчетов с адвокатами за юридическую помощь, оказанную в рамках программы БЮП.
По словам одного из экспертов Проекта «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации», специалиста по правовым вопросам Департамента по адвокатуре ФПА РФ Юлии Коруховой, принятие государством обязательства по предоставлению гражданам квалифицированной юридической помощи, в том числе в необходимых случаях – на бесплатной основе, является одним из важнейших критериев обеспечения доступа к правосудию.
Она пояснила, что методические рекомендации подготовлены по итогам полуторалетней работы группы зарубежных и российских экспертов в сфере организации оказания бесплатной юридической помощи населению. Они учитывают не только российский правоприменительный опыт, но и тенденции развития сферы БЮП в странах, где подобные законы были приняты десятилетиями раньше – а значит, есть существенные теоретическая и практическая базы возможных проблем и имеющихся путей их решения.
Пилотный Проект реализовывался в трех регионах России, отобранных с целью учета наибольшего количества отличающихся друг от друга в зависимости от региона показателей региональных систем БЮП – ими стали Волгоградская, Тамбовская и Ульяновская области.
Также Юлия Корухова указала на то, что практическая реализация Закона о бесплатной юридической помощи осуществляется через систему специально принятого в каждом субъекте РФ регионального законодательства. «Важным фактором в этом вопросе является возложение бремени финансирования работы адвокатов и сотрудников государственных юридических бюро по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи на бюджеты субъектов РФ, поскольку это во многом предопределило границы оказываемой помощи по кругу лиц и кругу дел», – подчеркнула она.
Эксперт также отметила, что для совершенствования региональной системы бесплатной юридической помощи нужно, прежде всего, волевое решение администрации субъекта РФ. Разработанные в рамках Проекта документы позволят субъектам РФ оценить и повысить эффективность своей системы БЮП, не только опираясь на практический опыт «пилотных» регионов, но и проявляя творческую самостоятельность.
«Сами регионы в первую очередь заинтересованы в “инвентаризации” своих систем БЮП, хотя бы потому, что рачительный хозяин всегда старается тратить деньги на то, что действительно нужно, и решить сначала те проблемы, которые стоят в данный момент наиболее остро», – считает специалист ФПА РФ.
Подробнее читайте в блоге Юлии Коруховой на сайте ФПА РФ.