Ноэ Мсхиладзе, являющийся лицом без гражданства, обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положениями ст. 31.7 КоАП РФ, в соответствии с которой судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, прекращает исполнение постановления в случае истечения срока давности исполнения постановления о назначении наказания, и ст. 31.9 КоАП РФ, предусматривающей, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Как следует из материалов дела, заявитель был признан виновным в нарушении административного законодательства, за что ему было назначено наказание в виде штрафа и выдворения за пределы РФ. По решению суда его поместили в центр содержания иностранных граждан УФМС России по Ленинградской области, где он находится по настоящее время.
В постановлении КС РФ указал, что иностранные граждане и лица без гражданства, помещенные в специальные учреждения в целях выдворения за пределы РФ, будучи неосведомленными о сроках содержания в таких учреждениях и не имея возможности поставить перед судом вопрос о законности и обоснованности его продолжения, тем более длительного, вынуждены пребывать в состоянии неопределенности временных параметров ограничения их права на свободу и личную неприкосновенность. При этом Конституционный Суд напомнил о ранее высказанной им в Постановлении от 17 февраля 1998 г. № 6-П правовой позиции, согласно которой ограничение права на свободу и личную неприкосновенность на неопределенный срок не согласуется с конституционными гарантиями. КС РФ также обратил внимание на позицию ЕСПЧ, который подчеркивает, что любое лишение свободы должно отвечать конвенционным критериям, защищающим человека от произвола властей, а основания его законности нельзя толковать расширительно.
Как отметил Конституционный Суд, КоАП РФ не предписывает судье по делам о выдворении устанавливать конкретный срок содержания лиц без гражданства в специальных учреждениях. Более того, законом не предусмотрен судебный контроль за законностью и обоснованностью такого содержания, если их выдворение сталкивается со значительными трудностями.
Вместе с тем подчеркивается, что при решении вопроса о депортации Кодекс административного судопроизводства РФ прямо обязывает суд устанавливать конкретный срок пребывания депортируемых лиц в специальном учреждении. Это красноречиво свидетельствует о том, что лица, подлежащие выдворению, в отличие от лиц, подлежащих депортации (реадмиссии), не только законодательно поставлены в состояние неопределенности в вопросе о сроках своей изоляции в спецучреждении, но и лишены возможности получения эффективной судебной защиты.
Таким образом, КС РФ постановил признать положения ст. 31.7, 31.9 КоАП РФ не соответствующими ст. 18, 22, ч. 1, 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению. При этом законодатель вправе предусмотреть в КоАП РФ обязанность судей устанавливать конкретные сроки применения данной меры обеспечения (по аналогии с действующим миграционным законодательством), а также закрепить особый миграционный статус апатрида, освобожденного из спецучреждения, который позволит осуществлять контроль за ним до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении.
До внесения в законодательство предусмотренных данным постановлением КС РФ изменений необходимо предоставлять лицам, помещенным в специальное учреждение, при отсутствии реальной возможности их выдворения, во всяком случае, по истечении трех месяцев со дня принятия решения суда о выдворении право обращения в суд с заявлением о проверке законности их дальнейшего лишения или ограничения свободы.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.