26 мая депутаты Госдумы единогласно приняли в третьем чтении два закона, призванные усовершенствовать механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение к самоубийству.
Напомним, основной закон из пакета направлен на криминализацию деяний, сопряженных со склонением к совершению самоубийства. Им устанавливается уголовная ответственность за склонение к суициду с помощью обмана, уговоров и подкупа, а также за содействие суициду.
Кроме того, закон ужесточает ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения, если указанные действия совершаются в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, беспомощного лица, в отношении двух и более лиц либо носят организованный, групповой или публичный характер. Также вводится самостоятельная уголовная ответственность за пропаганду и призывы к суицидам.
Второй из принятых законов устанавливает обязанность Роскомнадзора информировать органы внутренних дел для оперативного реагирования и проведения необходимых процессуальных проверочных мероприятий по фактам распространения запрещенной информации по признакам уголовно наказуемых деяний.
Оценивая поправки на стадии их внесения в Госдуму, адвокат Омской коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что они криминологически верны, социально обусловлены и корректны с точки зрения юридической техники. Он обратил внимание на то, что основной акцент законопроекта сделан на социально незащищенных группах лиц. Евгений Забуга также отметил, что «законопроект не противоречит проводимой государством уголовно-правовой политике и актуален с учетом нынешних реалий».
Говоря об актуальности внесенных в законодательство поправок, адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев указал на то, что на настоящий момент ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» не позволяет привлекать к ответственности лиц, склоняющих граждан, в том числе несовершеннолетних, к совершению суицидальных поступков и распространяющих информацию о способах их совершения, в том числе путем создания специальных сообществ или «сект».
Однако он обратил внимание и на то, что закон будет сложно применять на практике. «В большинстве случаев лица, склоняющие молодое поколение граждан к суициду, создающие в социальных сетях “группы смерти” и специальные “игры”, действуют анонимно с подложных IP-адресов, и их розыск и привлечение к уголовной ответственности будут затруднительными и потребуют от правоохранительных органов больших усилий», – пояснил адвокат.
Он также отметил, что только при грамотном и систематизированном взаимодействии органов внутренних дел, учреждений профилактики, Роскомнадзора и иных государственных органов возможны эффективное применение новелл и реальное выявление, розыск и привлечение виновных лиц к ответственности.