27 июня 2017 г. уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека Михаил Гальперин подал жалобу на постановление по делу «Z.A. и другие против Российской Федерации», в котором указано, что на российские власти необоснованно возложена ответственность за отказ незаконных мигрантов добровольно покинуть транзитную зону аэропорта «Шереметьево».
Напомним, в марте ЕСПЧ вынес решение, в котором признал, что четверо беженцев из стран Ближнего Востока были незаконно лишены свободы, а условия, в которых они содержались, были сочтены за бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.
Однако российские власти настаивают на том, что в сложившейся ситуации виноваты сами беженцы. Дело в том, поясняется в ходатайстве о передаче дела в Большую Палату, что они были неразумно пассивны и без причины игнорировали законные требования о необходимости получения разрешительных документов для въезда. Именно это обстоятельство привело к их длительному пребыванию в транзитной зоне аэропорта, хотя у них была возможность приобрести авиабилеты в страны, в которые можно было въехать на законных основаниях.
Также с точки зрения российской стороны, заявители не являлись беженцами в общепризнанном понимании данного статуса, поскольку получение статуса беженца не являлось их первоначальной целью. Подтверждением тому служит тот факт, что заявителю было отказано во въезде в страны первоначального назначения, и только после этого поступило обращение к российским властям с соответствующими заявлениями.
Присуждение компенсации заявителям тоже было подвергнуто критике, так как, по мнению властей РФ, денежное вознаграждение демонстрирует отсутствие взвешенной дифференциации сумм в зависимости от периода нахождения каждого из заявителей в транзитной зоне.
«В целом при осуществлении полномочий в миграционной сфере власти Российской Федерации исходят из общепризнанных принципов международного права и практики большинства цивилизованных стран по пресечению незаконной миграции и руководствуются Конституцией РФ и федеральным законодательством, возлагающими на национальные органы власти обязанности по принятию комплекса мер в целях обеспечения общественного порядка и безопасности», – говорится в сообщении Минюста России по поводу обжалования решения Европейского Суда.
Элеонора Давидян, одна из представителей интересов заявителей в ЕСПЧ, не согласна с позицией российских властей. Она прокомментировала для «АГ» каждый пункт возражения против вынесенного постановления.
Относительно «пассивности» заявителей юрист возразила, что они активно пытались определить свой статус и обращались с ходатайствами о предоставлении им убежища. «Но российские чиновники игнорировали все обращения в течение долгих месяцев, “теряли” их и отказывались передавать по инстанции, незаконно не выдавали заявителям свидетельства о рассмотрении ходатайств, которые как раз дали бы им законный доступ к центрам временного размещения, медицинской и юридической помощи», – пояснила Элеонора Давидян.
Также представитель заявителей выступила против обжалования самого их статуса беженцев. Она отметила, что беженцами люди становятся тогда, когда они вынуждены покинуть свою родину и не могут вернуться, а не тогда, когда они обращаются за предоставлением убежища. Юрист подчеркнула, что у заявителей не было цели получить убежище в России, «но именно в российском аэропорту они оказались в такой ситуации, когда не могли ни вернуться на родину, ни уехать в какую-либо другую страну – законно попасть еще куда-то у них не было никаких оснований».
Элеонора Давидян добавила, что эти люди, предоставленные самим себе, безусловно, именно по вине российских властей находились в транзитной зоне и Европейский Суд вынес верное решение, признав нарушение Россией их прав.
«Российская Федерация обжалует большое число постановлений Европейского Суда, однако такие жалобы крайне редко рассматриваются Судом по существу – для этого требуются серьезные аргументы по интерпретации или применению Европейской Конвенции, одного несогласия с позицией Суда недостаточно», – заключила она.