Сегодня в рамках обеспечительных мер Европейский Суд по правам человека приостановил решение Басманного районного суда Москвы о принудительной депортации в Узбекистан журналиста до вынесения решения по его жалобе в ЕСПЧ, которой уже дан приоритет.
Напомним, что 1 августа журналиста задержали и доставили в отделение полиции, где был составлен протокол о нарушении им миграционного режима. После чего материалы дела были направлены в суд, решением которого журналист был признан виновным в административном правонарушении и отправлен в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан с последующим выдворением из России.
Защитник Филипп Шишов назвал это «неоправданно жестокой мерой», потому что его подзащитный бежал в Россию от пыток, грозящих ему со стороны спецслужб Узбекистана из-за его журналистской и правозащитной деятельности. Адвокат журналиста пояснил, что по прибытии в Россию его доверитель сразу же обратился за статусом беженца, однако российские власти последовательно отказывали ему в статусе и во временном убежище: «Отказы скорее напоминали отписки. Последний отказ из ГУВМ МВД России он получил в мае 2017 г. и подал административный иск в Замоскворецкий районный суд Москвы». Адвокат добавил, что выезд в третью страну стал невозможен по причине случившейся в 2012 г. кражи паспорта, восстановить который можно только в Узбекистане.
Филипп Шишов подробно рассказал о ходе судебного заседания: «Защитниками были заявлены ходатайства о допросе коллеги Али Феруза, которая обстоятельно рассказала суду о том, почему его нельзя выдворять в Узбекистан. Свидетель подтвердила наличие у него матери-инвалида – гражданки РФ, рассказала о его журналистской работе – об откровенных сюжетах, посвященных многочисленным нарушениям прав человека в Узбекистане, похищениям сотрудниками узбекских спецслужб неугодных граждан Узбекистана с территории России с последующим незаконным вывозом, пытками и многолетними сроками».
Среди представленных защитой документов были копия паспорта матери подзащитного – гражданки РФ и поручительство от главного редактора «Новой газеты», который указал, что готов взять на себя ответственность за нахождение журналиста в Москве до разрешения всех юридических вопросов.
Кроме того, защита представила административный иск доверителя в Замоскворецкий районный суд об обжаловании отказа в предоставлении временного убежища в Российской Федерации, поданный в июне 2017 г. В исковом заявлении указано, что при рассмотрении ходатайства о предоставлении убежища не были исследованы возможные последствия возвращения заявителя в страну исхода – решение ГУВМ МВД России об отказе было вынесено формально: без учета личных обстоятельств, без документального подтверждения ссылок миграционного органа, без учета реальной ситуации в Узбекистане.
При рассмотрении дела Али Феруза в Басманном районном суде г. Москвы в материалах дела появилась фотокопия определения Замоскворецкого районного суда о возврате иска, в котором судья предложила ему обратиться за судебной защитой в несуществующий суд – Люберецкий районный суд Москвы, который обслуживает несуществующий адрес в Москве: Никитинский пер., 3. В ответ на это подсудимый сообщил, что это определение не получал, и подчеркнул, что оно в данное время может быть обжаловано или исполнено посредством обращения в указанный суд в течение трех месяцев, во время которых он по закону будет считаться находящимся в убежище.
Защитники просили применить по делу положения ст. 2.7 КоАП РФ, по которым не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.
Приняв решение о принудительном выдворении, суд указал, что доводы защиты и показания свидетелей и Али Феруза не опровергают выводов о доказанности вины в совершении журналистом административного правонарушения, а основания для применения положений ст. 2.7 КоАП РФ не усматривается.
Защита уже подала жалобу на постановление о выдворении журналиста, также в административном порядке обжалуется отказ в предоставлении ему временного убежища на территории РФ.
Кроме того, защита продолжает настаивать на том, что решение суда нарушает положения Конвенции о беженцах 1951 г., Федерального закона «О беженцах», а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая предусматривает право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на справедливый суд (ст. 6), право на уважение семейной жизни (ст. 8). В связи с чем в настоящее время защита, координируемая руководством газеты, проводит целый комплекс мер, в том числе готовит полноценную жалобу в ЕСПЧ и проводит действия по оформлению возможной передачи подзащитного в другую страну.
По сообщению Филиппа Шишова, на данный момент со стороны Европейского Суда по делу Феруза уже приняты срочные меры: по ходатайству адвоката Кирилла Коротеева, также представляющего интересы журналиста, ЕСПЧ запретил России выдворять его до рассмотрения полноценной жалобы. «Это большая победа и огромный шаг к освобождению Али Феруза», – заявил защитник.