27 сентября Следственное управление СК РФ по Самарской области отменило постановление о возбуждении уголовных дел в отношении бывшего руководителя «Общины коренного русского народа» в Самарской области, ныне пенсионерки – Любови Кузаевой. Она подозревалась в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 и ч. 1 ст. 354.1 УК РФ, то есть в разжигании межнациональной розни и реабилитации нацизма.
Поводом для возбуждения уголовных дел послужила публикация видеоролика в социальной сети, который правоохранительные органы сочли экстремистским. Следствие считало, что он был размещен в 2016 году с личного нетбука Любови Кузаевой, тогда как сама она утверждала, что не размещала видео, а к компьютеру имело доступ неограниченное число людей, так как он находился в офисе и не имел пароля.
Как рассказал «АГ» защитник Любови Кузаевой адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Тимур Мифтахутдинов, она уже долгое время проживает в Москве и о том, что в ее отношении были возбуждены уголовные дела в Тольятти, узнала из СМИ. При этом никто не сообщил ей, в чем именно ее подозревают, а на просьбы предоставить копию постановления о возбуждении дел органы предварительного расследования попросту отмалчивались.
При этом, как сообщил Тимур Мифтахутдинов, в связи с уголовным преследованием пенсионерку внесли в список экстремистов Росинформмониторинга, и лицевой счет Любови Кузаевой, на который ей поступают пенсионные начисления, был заблокирован. В результате из-за отсутствия денег она продолжительное время не могла выехать в Тольятти для ознакомления с материалами дела.
Как рассказал Тимур Мифтахутдинов, когда он вступил в дело, для него основной задачей было поддержать доверителя, которая попала в непростую жизненную ситуацию. «Нужно было приехать и выслушать, понять позицию, связаться со следователями», – отметил он. Адвокат добавил, что когда он начал общаться со следователем, он понял, что у того самого уже возникли сомнения в обоснованности возбуждения уголовного дела, – оставалось лишь доказать верность этой позиции.
В результате уголовное преследование Любови Кузаевой было прекращено ровно через три месяца после возбуждения дел в ее отношении.
Тимур Мифтахутдинов отметил, что подобные дела экстремистской направленности последнее время возникают достаточно часто. Причиной тому, по его мнению, является отсутствие четкого понимания, что именно является экстремизмом: «Его понимание на сегодняшний день слишком расплывчатое: многие действия, высказывания и символы могут быть расценены неверно». Адвокат считает, что самый верный подход в таких ситуациях – добиваться прекращения дела до стадии судебного производства, нужно «работать» со следователем, указывая ему на допущенные при возбуждении дела нарушения, несостоятельность подозрений, обращать внимание на неправильную оценку событий или действий подозреваемых.