×

Когда возникает право на защиту?

Президиум Красноярского краевого суда решит вопрос о праве на получение помощи адвоката при проведении ОРМ
Член Совета АП Красноярского края Павел Киреев сообщил «АГ» о серии нарушений, допущенных в ходе проведения ОРМ сотрудниками УФСБ России по Красноярскому краю, не пустившими его к доверителю. Он также рассказал о том, как сообщество адвокатов отстаивает свои права при производстве уголовно-правовых процедур.

31 октября Президиум Красноярского краевого суда рассмотрит вопрос о праве пользоваться помощью адвоката в ходе ОРМ, которые проводятся до возбуждения уголовного дела и не в рамках проверки сообщения о преступлении.

Поводом для судебного разбирательства стало событие, произошедшее в конце декабря 2016 г. Тогда оперативные сотрудники УФСБ пришли в офис одной из красноярских фирм и под предлогом проведения ОРМ, предполагавшего «обследование здания», стали производить обыск в помещении. При этом уголовного дела возбуждено не было.

Работникам офиса запретили передвигаться внутри помещения, а также пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Оперативники осмотрели кабинет, тумбочки, шкафы, компьютер главного бухгалтера, задавали ей вопросы, искали бухгалтерскую документацию. Во время ОРМ главный бухгалтер успела позвонить адвокату, так как была уверена в том, что именно она является основным лицом, интересующим сотрудников.

Адвокат Павел Киреев незамедлительно прибыл в офис фирмы, однако попасть внутрь ему так и не удалось. Когда после долгого ожидания ему открыли дверь офиса и он после предъявления ордера, удостоверения и объяснения цели своего визита попытался войти –оперативники применили к адвокату силу, буквально столкнув его с лестницы. Произошедшее было зафиксировано камерами видеонаблюдения.

В составе  команды адвокатов, работающих по делу, Павел Киреев обжаловал действия сотрудников УФСБ, причем суды первой и апелляционный инстанций встали на сторону защитников, пояснив, что объективных препятствий к допуску адвоката для оказания юридической помощи не установлено. Суды указали, что по смыслу ст. 16 УПК РФ обеспечение права на защиту является одним из принципов уголовного судопроизводства, действующих во всех его стадиях. «Правом на защиту обладает любое лицо, права и свободы которого существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против него обвинительной деятельности, независимо от формального процессуального статуса такого лица», – значится в постановлении судьи Центрального районного суда г. Красноярска.

Тем не менее факт нарушения права на защиту признан не всеми: по представлению заместителя прокурора судья Красноярского краевого суда возбудил кассационное производство по делу.

Тремя неделями позже этими же оперативниками под видом ОРМ был произведен обыск в кабинете одного из адвокатов. После обыска в офисе была подана жалоба на факт проведения обыска у адвоката без необходимых гарантий обеспечения адвокатской тайны. Однако в этом случае суды первой и апелляционной инстанций  посчитали, что сотрудники УФСБ действовали формально законно. Адвокаты намерены дойти до высших судебных инстанций, а при необходимости поставить вопрос о конституционности подмены обыска оперативными мероприятиями.

31-го числа адвокаты будут отстаивать право участвовать при производстве ОРМ. «По сути, Президиум Красноярского краевого суда ответит на вопрос: есть ли у граждан России право получать предусмотренную ст. 48 Конституции РФ квалифицированную юридическую помощь при проведении ОРМ или на это требуется разрешение “правоохранительныхˮ органов, определяющих, когда и кому она может быть оказана», – отметил Павел Киреев.

Рассказать:
Яндекс.Метрика