×

Адвокаты добились оправдания по делу о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть в 2007 г.

Присяжные единогласно вынесли вердикт о невиновности подсудимого, якобы до смерти избившего незнакомого ему человека
Фото предоставлено адвокатом Русланом Айдамировым
Один из защитников отмечал, что ключевым для присяжных стало то, что дело строилось на показаниях единственного свидетеля, якобы видевшего избиение, которого при этом сложно было назвать незаинтересованным лицом. Другой заметил, что в 2007 году дело не дошло до суда, поскольку сторона обвинения не решилась бы направить в суд уголовное дело, в котором обвинение построено на показаниях одного человека, однако теперь судебная система изменилась не в лучшую сторону.

26 мая Дорогомиловский районный суд г. Москвы на основании вердикта присяжных вынес оправдательный приговор Олегу Валаеву, обвинявшемуся по ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Защитники оправданного, адвокат АП г. Московской области Максим Довгань и адвокат АП Ленинградской области Руслан Айдамиров, рассказали «АГ» об особенностях этого дела и о том, как им удалось добиться оправдания подзащитного.

Максим Довгань указал, что еще 21 апреля 2007 г. было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по факту смерти Н., который был обнаружен на улице у своего дома со множеством телесных повреждений.

В ходе расследования уголовного дела правоохранители допросили ряд свидетелей, с которыми Н. общался в последние несколько дней перед смертью, в том числе и Олега Валаева, который был утром 21 апреля доставлен в отдел для опроса. Однако, так как после ожидания более трех часов в коридоре никто не обратился к Олегу Валаеву, он счел, что не нужен правоохранителям, и беспрепятственно покинул отдел, а через несколько дней уехал на лечение в Минеральные Воды. По возвращении в Москву через три месяца Олег Валаев обратился в ОВД в связи с тем, что у него украли документы, тогда же он был задержан. Как рассказал Максим Довгань, его привлекли в качестве подозреваемого на основании показаний свидетеля К., с которым он выпивал в тот день.

В своих показаниях Олег Валаев рассказал, что 19 апреля 2007 г. он в течение дня выпивал спиртные напитки с разными людьми, в том числе с новым знакомым К. Вечером, находясь с К., он направился в пиццерию, по выходе из которой получил удар бутылкой по голове. Олег Валаев предположил, что кто-то выбросил бутылку с балкона расположенного рядом дома, так как слышал оттуда разговор. К. отвез его сначала в больницу, а потом обратно, при этом он, по его словам, говорил, что знает, кто бросил бутылку. Около дома они увидели спящего на лавочке мужчину, которым впоследствии оказался Н. По словам Олега Валаева, К. начал избивать спящего, сбросил его с лавки и несколько раз прыгнул на грудную клетку. Олег Валаев указывал, что пытался остановить К., но не смог этого сделать, после чего ушел домой. О том, что Н. умер, он узнал только при задержании.

В свою очередь К. в качестве свидетеля пояснял, что Н. избил именно Олег Валаев, а удар бутылкой по голове он получил от знакомого К. – Р., с которым они пересеклись этим же вечером: Олег Валаев, не зная знакомого, начал предъявлять ему претензии и между ними произошла драка. Эти же обстоятельства подтвердил и Р., который также сообщил, что не знал мужчину, с которым у него произошла стычка.

На основании показаний К. следствие пришло к выводу, что Олег Валаев из-за личной неприязни избил Н., после чего скрылся, а примерно час спустя потерпевший скончался от полученных травм.

Максим Довгань рассказал, что Олегу Валаеву избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Однако на тот момент у подозреваемого был защитник, который привел шесть свидетелей, подтвердивших непричастность Валаева к преступлению. В результате через неделю мужчину выпустили и вынесли постановление о прекращении его уголовного преследования с разъяснением его права на реабилитацию. Дело по факту смерти Н. было прекращено в связи с невозможностью установить виновных.

Спустя 13 лет, зимой 2020 г., следователь Дорогомиловского межрайонного СО СК РФ по ЗАО возобновил следствие по делу. При этом в материалах отсутствовали показания свидетелей, подтвердивших непричастность Олега Валаева. «Их инициалы остались только в постановлении о прекращении уголовного преследования», – отметил Максим Довгань. После этого Олег Валаев вновь был задержан в качестве подозреваемого, а в апреле 2021 г. ему было предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Н., повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.

Дело рассматривалось в суде с участием присяжных заседателей.

В судебном заседании Олег Валаев настаивал на своей невиновности. При этом он, в частности, подчеркивал, что страдает рядом заболеваний, в том числе атаксическим синдромом и полинейропатией нижних конечностей. Эти заболевания, указывал он, были диагностированы еще в 2004–2005 гг. и они исключают возможность нанесения им каких-либо ударов ногами и руками.

Как рассказал Максим Довгань, сторона обвинения ссылалась на незначительные расхождения в показаниях Олега Валаева, которые якобы очень важны и доказывают неискренность подсудимого. Кроме того, прокурор подчеркивал, что после совершения преступления Олег Валаев скрылся, а также что за несколько часов до преступления у него был конфликт с Р., о котором подсудимый умалчивал.

В свою очередь сторона защиты указывала, что уголовное дело строится исключительно на показаниях К., который является заинтересованным в исходе дела свидетелем. Кроме того, защитники отмечали, что на теле Н. были обнаружены бурые пятна, аналогичные пятна были найдены и на личинке замка двери его квартиры. Кроме того, Максим Довгань заметил, что мать погибшего сообщила, что когда она вошла в квартиру сына, то обнаружила включенный свет и расположенные не на своих местах вещи. Защитник подчеркнул, что следствие должно было ответить на вопрос, не пытался ли кто-то войти в квартиру. Он также замечал, что К. жил рядом с Н.

Руслан Айдамиров обратил внимание на противоречие в показаниях К., который утверждал, что в 2007 г. был худым, однако по фото, сделанному фотокамерой, видно, что он имел плотное телосложение. Согласно заключению эксперта-медика, Н. был крупным мужчиной. Соответственно, забить до смерти его мог такой же крупный мужчина. Руслан Айдамиров указал, что на месте происшествия было много крови. Борющийся просто не мог не испачкаться и не повредить руки. При этом у Олега Валаева не было зафиксировано распухших или ободранных рук, хотя при задержании в 2007 г. его осмотрели сотрудники милиции. Нет и протоколов, подтверждающих обнаружение крови Н. на одежде или обуви подсудимого, а также в его машине. Адвокат также указал, что в деле не имеется распечаток телефонных разговоров или переписки, аудио- или видеозаписей, подтверждающих причастность подсудимого к смерти Н.

В комментарии «АГ» Максим Довгань рассказал, что присяжные, отвечая на вопрос о том, доказана ли вина Олега Валаева, единогласно ответили отрицательно. Адвокат заметил, что голосование длилось около 50 минут, что считается быстрым результатом. По его мнению, главными аргументами для присяжных стало указание на то, что все дело строится на показаниях К., который не является незаинтересованным свидетелем, а по делу отсутствуют вещественные доказательства.

Отвечая на вопрос о том, почему данное дело не дошло до суда в 2007 г., а было возобновлено лишь спустя 13 лет, Руслан Айдамиров предположил, что это свидетельствует о том, как изменилась судебная система: в 2007 г. сторона обвинения не решилась направить в суд дело, построенное в основном на показаниях одного человека. «В те годы стандарты доказывания были другими, а судьи были требовательными, и оправдательные приговоры выносились гораздо чаще. Теперь же все иначе: дела, построенные на показаниях одного человека, стали нормой, а судьи кладут показания таких свидетелей в основу приговора, аргументируя это тем, что оснований не доверять такому свидетелю не имеется. И в нашем случае показаний К. оказалось бы достаточно для осуждения подсудимого профессиональным судьей. Лишь благодаря суду присяжных Олег Валаев избежал этой участи», – посчитал защитник.

Рассказать:
Дискуссии
Дела, рассмотренные судом присяжных
Дела, рассмотренные судом присяжных
Уголовное право и процесс
21 ноября 2024
Яндекс.Метрика