×

Минфин определит правовой статус криптовалют и их пользователей

Министерство финансов разработало законопроект о регулировании оборота криптовалют и цифровых финансовых активов
Фотобанк Лори
Эксперты неоднозначно отозвались о законодательной инициативе, так как она имеет ряд недостатков и неустранимых противоречий. Анализ документа позволил одному из экспертов констатировать, что законопроект ведомства, по сути, является ограничением предпринимательской деятельности.

25 января Минфин опубликовал проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». Законопроект призван регулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществление прав и исполнение обязательств по смарт-контрактам.

Документ содержит 5 статей, в которых определены предмет регулирования и сфера действия положений, даны определения основным понятиям, описаны особенности выпуска так называемых токенов (в частности, этапы процедуры их выпуска, содержание публичной оферты и инвестиционного меморандума). Кроме того, перечислены особенности обращения цифровых финансовых активов. В случае принятия закон вступит в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Юрий Степанов, финансовый директор BMS Law Firm изучил документ Минфина и обратил внимание на основные его положения. В частности, он пояснил, что ведомство может легализовать сделки с криптовалютами, так как в настоящее время они никак не урегулированы законодательством. «Такие сделки смогут совершать как физические, так и юридические лица. Однако будут действовать и ограничения: все такие сделки должны будут проходить через операторов обмена цифровых финансовых активов», – сообщил эксперт и добавил, что здесь кроется главный минус проекта: именно этот оператор будет являться фактическим владельцем кошелька, так как у пользователя не будет приватного ключа от него. «То есть ваши средства могут заморозить, но вы ничего не сможете с этим сделать», – пояснил Юрий Степанов.

По словам эксперта, пока не ясно, как будет проведена идентификация владельцев кошельков, так как фактически они ими являться не будут. «Возможно, персональные данные будут требовать при совершении сделки», – предположил Юрий Степанов. Кроме того, он назвал важным то, что криптовалюте придается статус «имущества в электронной форме», то есть она не будет деньгами: «Майнинг будет признан предпринимательской деятельностью, но пока не ясно, к каким именно последствиям это приведет. Однако в любом случае за незаконную предпринимательскую деятельность может наступить административная или уголовная ответственность».

Генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семёнов» Валерий Глазунов считает, что законодатель, не разбираясь в тонкостях такого предмета, как криптовалюта, пытается ее приравнять к чему-то более понятному для себя, например, к акциям или иным ценным бумагам. По его мнению, в законопроекте полностью отсутствуют инструменты его реализации.

Эксперт рассмотрел основные моменты. Так, оператором обмена названо только российское юридическое лицо, но при этом не отрегулировано, каким образом, как, у кого и где это юрлицо должно приобретать криптовалюту для ведения своей деятельности по обмену. Также осталось неясным, обязан ли российский инвестор приобретать криптовалюту у российского оператора или он может работать с проверенными зарубежными криптобиржами, отметил эксперт.

«Реестр цифрового актива больше похож на реестр акций, и это, конечно, противоречит природе криптовалюты. Подразумевается, что криптовалюта как минимум может наследоваться, но при этом и на нее может быть обращено взыскание, что при условии высокой волатильности криптовалюты не совсем правильно, поскольку сложно зафиксировать ее курс (например, биткойн утром имеет одну стоимость, а в обед – другую). Но возникает другой вопрос: как и для чего инвесторам, которые уже имеют криптовалюту, выводить ее с зарубежных бирж, ведь сейчас никто не знает, сколько ее есть и у кого она есть», – констатировал эксперт.

Валерий Глазунов разъяснил, что майнинг теперь – предпринимательская деятельность, однако она будет ограничена возможностями оператора обмена. «Если оператор обмена работает с определенным перечнем криптовалюты, то майнеры не смогут “копать” другую, возможно, более выгодную криптовалюту либо опять же будут вынуждены уйти на другие биржи. Так что это, по сути, ограничение предпринимательской деятельности», – уверен эксперт.

Относительно положений по созданию токенов у эксперта сложилось впечатление, что законодатель разрабатывал законопроект с целью регулирования новой российской криптовалюты: «Нет понимания, почему инвестировать больше 50 000 руб. в токен может только “Квалифицированный инвестор”. Ведь это понятие отражено в Законе о рынке ценных бумаг, а криптовалюта не является ценной бумагой. Также непонятно, почему существует такое ограничение».

В противоположность токенам, которым уделено в документе достаточно внимания, по поводу так называемых смарт-контрактов законодатель лишь привел механику их работы. В то же время Валерий Глазунов указал, что на самом деле смарт-контракты – гораздо более обширная тема с большим потенциалом и очень интересными механизмами реализации. «Понятно, что цель законопроекта – отрегулировать оборот криптовалюты, но если законодатель хочет реализуемых законов, то сперва надо понять принципы работы криптовалют, хотя бы самых топовых, а уж потом менять законодательство. Необходимо вывести криптовалюты в отдельный сегмент активов и не применять к ним устаревших законов», – заключил эксперт.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов считает, что реализация указанных в законопроекте мер сомнительна. «Надо понимать, что мы имеем дело с сетью “Интернет”, которая предполагает свободу распространения данных, а потому априори не поддается полному контролю. Как бы не получилось, что все эти ограничения окажутся сродни “правилам похода в лес по грибы” (существуй они на самом деле) – установить такие “правила” можно, но люди все равно будут не только собирать грибы, но и делать все другое, что им заблагорассудится… Ведь не исключено, что, видя возникающие ограничения, заинтересованные лица начнут осуществлять ту же самую деятельность с токенами, но уже с территорий стран, более лояльных к биткойнам и прочим криптовалютам. В результате вместо положительного эффекта ограничения приведут к тому, что те деньги, которые потенциально можно было заработать на биткойнах внутри России, окажутся аккумулированными в других странах», – предположил Александр Арбузов.

Между тем на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект «О системе распределенного национального майнинга». Авторы законопроекта регламентируют возможность взимания налоговых отчислений по факту создания цифровых финансовых активов до начала их коммерческого использования. Данный цифровой финансовый актив предлагается назвать «крипторублем» и обеспечить возможность его использования в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации.

Рассказать:
Яндекс.Метрика