Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 6 декабря в Совете Федерации состоялся «Открытый диалог» с министром юстиции РФ Константином Чуйченко на тему «О приоритетных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации».
Открывая мероприятие, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что работы очень много, в том числе по выстраиванию эффективной деятельности нотариата и адвокатуры, кроме того, пришло время масштабировать на все российские регионы проект «Правовая помощь», направленный на оказание бесплатной юридической поддержки и правовое просвещение граждан страны.
Константин Чуйченко, говоря о приоритетных направлениях деятельности Минюста, сообщил, что большой блок законодательных инициатив ведомства связан с вопросами юридической помощи и судебного представительства, развития адвокатуры и системы бесплатной юридической помощи. В данном направлении, по его словам, готовится ряд существенных изменений.
Министр выделил проблему, связанную с профессионализацией юридической помощи, уточнив, что сегодня такую помощь могут оказывать адвокаты, патентные поверенные и другие лица, деятельность которых урегулирована законом и корпоративными правилами. Но в то же время юридические услуги гражданам могут предоставлять лица, чья квалификация подтверждается только документами о высшем образовании, да и то не всегда; в этом сегменте не установлены какие-либо правила допуска к профессии, нет стандартов, этических, дисциплинарных правил и механизмов контроля; это приводит к значительным нарушениям прав граждан, некачественному предоставлению услуг и просто мошенничеству. При этом, по данным Росстата, общий объем платных услуг населению по разделу «Услуги правового характера» в 2022 г. составил более 135 млрд руб.
«По результатам дискуссии с профессиональным сообществом выработан ряд решений по данной проблеме, в частности предлагается связать право оказания юридической помощи с наличием статуса адвоката. Конечно, необходим ряд исключений, например для государственных служащих и корпоративных юристов, которые должны иметь возможность представлять в судах интересы своего работодателя. В ближайшее время мы планируем сформировать законодательные инициативы в этой сфере», – отметил Константин Чуйченко.
Говоря о развитии бесплатной юридической помощи, министр юстиции выделил эффективную работу госюрбюро, которые сейчас работают в 43 субъектах РФ, а в начале 2024 г. ожидается создание госюрбюро еще в девяти регионах. Также, по его словам, большое значение в вопросе развития системы БЮП имеет проект федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь»: до конца 2023 г. планируется завершить формирование нормативной базы, чтобы создать федеральную государственную информационную систему и подключить к ней в 2024 г. все регионы страны.
После доклада о приоритетных направлениях деятельности Минюста Константин Чуйченко ответил на вопросы присутствовавших, в том числе об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики Николай Владимиров задал вопрос о повышении уровня квалификации адвокатов и об усилении полномочий Министерства юстиции в части контроля за адвокатурой. В ответ министр отметил, что деятельность адвокатуры – это так называемая квазипубличная деятельность. Это значит, что она должна регулироваться стандартами, определенными ограничениями, требованиями. Адвокатская работа – часть правосудия, следовательно, государство должно иметь право определять «правила игры» и выражать свою позицию в отношении того, что, к примеру, конкретный адвокат «нерукопожатен», ведет себя неправильно в процессе.
«Одновременно адвокатура должна быть независимой», – отметил Константин Чуйченко. Однако ни Закон об адвокатуре, ни Закон о нотариате не раскрывают тему независимости – в них просто есть указание, что принципом деятельности адвокатуры, как и нотариата, является независимость. В то же время в других законах ясно и четко говорится о том, что такое независимость суда, что такое независимость прокуратуры. По мнению министра юстиции, независимость адвокатуры должна состоять в том, что никто не может влиять на формирование позиции адвоката: только сам адвокат ее формирует, и никто не может ему сказать, какое ходатайство заявлять или какие действия предпринимать в плане защиты своего доверителя. Поэтому полномочия Минюста России должны быть расширены в вопросе допуска к профессии адвоката, тем более если идет речь о введении концепции судебного представительства, которое должно осуществляться преимущественно адвокатами, подчеркнул он.
Константин Чуйченко подчеркнул, что сейчас речь не идет об «адвокатской монополии», но тем не менее совершаются определенные шаги к «монополизации» адвокатуры: «И если такое решение будет принято – а Минюст в открытом диалоге с адвокатским сообществом, и у них много общего в понимании того, как эта машина должна работать, – то все-таки ограничения должны быть», – считает министр юстиции РФ.
Он добавил, что у Минюста как у органа, осуществляющего контрольно-надзорные полномочия в отношении адвокатуры, должно быть право решать вопрос, «рукопожатен» конкретный адвокат для государства или нет. И, соответственно, Минюст должен иметь право осуществлять эту деятельность и вносить соответствующие представления как в органы адвокатского самоуправления, так и самостоятельно в судебные органы, ставить вопрос о наказании адвоката либо о лишении его полномочий. Это право государства, и оно, по мнению Константина Чуйченко, должно быть неотъемлемым.
Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас заметил, что если в таком ключе усиливать полномочия государства, тогда нужно усиливать и гарантии адвокатской деятельности. Отвечая на эту реплику, министр юстиции выразил согласие, что необходимо ставить вопрос о том, чтобы состязательность была реальной: адвокат должен иметь право назначать экспертизу, у него должны быть такие же процессуальные права, как у прокурора и следователя. Адвокат тоже должен быть соответствующим образом «вооруженным», но при этом в отношении него тоже должны действовать ограничения. Адвокатское профессиональное сообщество, считает Константин Чуйченко, должно более плотно контролировать деятельность адвокатов: должны быть определенные стандарты работы, требования к документам, которые готовит адвокат, должно быть досье, сформированное по определенным стандартам и требованиям, которое, в свою очередь, должно передаваться следующему адвокату.
После этого Андрей Клишас, обращаясь к президенту ФПА Светлане Володиной, заметил, что Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству готов работать вместе с адвокатским сообществом над теми вопросами, которые обозначил министр юстиции РФ. Светлана Володина в свою очередь подчеркнула: для нее принципиально, чтобы речь шла не только об усилении роли Минюста, но и о возможность введения ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности.
Она упомянула об обращении ФПА к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, уточнив, что в этом письме были перечислены случаи не просто воспрепятствования адвокатской деятельности, а фактически преступных действий в отношении адвокатов. «Если вдруг складывается впечатление, что идет какое-то воспрепятствование правоохранителям, – дела возбуждаются без оснований, а когда есть основания для возбуждения дел, когда препятствуют адвокатской деятельности, то их не замечают», – констатировала президент ФПА.
Константин Чуйченко предложил отдельно обсудить этот вопрос, а возможно, даже провести на эту тему научно-практическую конференцию. Он высказал мнение о том, что адвокатуре нужно возвращать былую славу, поскольку это важнейший институт гражданского общества, а в корпорации очень много высокопрофессиональных адвокатов, есть очень глубокие и правильные люди.
Комментируя состоявшийся диалог, Светлана Володина заметила: понимая, что адвокатура должна действовать по определенным стандартам, она самостоятельно разрабатывает и внедряет стандарты адвокатской деятельности. На сегодняшний день приняты Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов, Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. «Мы понимаем, что стандартизация профессии необходима, но этот процесс должен осуществляться сообществом самостоятельно», – подчеркнула она.