25 июля в Госдуму внесен проект поправок в УИК РФ (№ 762538-7), предоставляющий осужденному право отбывать наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении, расположенном по месту его жительства или вблизи места жительства одного из его близких родственников.
Как ранее писала «АГ», проект был подготовлен Минюстом России с участием Уполномоченного по правам человека в РФ и направлен на совершенствование порядка направления и перевода осужденных к месту отбывания наказания. Кроме того, в марте 2017 г. Европейский Суд по правам человека вынес Постановление по делу «Полякова и другие против России», заявители по которому жаловались, что отправка их в тюрьмы далеко от дома и родных нарушила их право на уважение частной и семейной жизни каждого человека, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так, по данным ФСИН России, в 2017 г. учреждениями и территориальными органами УИС было рассмотрено 4,9 тыс. обращений осужденных о переводе в другие исправительные учреждения (в 2016 г. – 5262 обращения, в 2015 г. – 6178 обращений), из них удовлетворено – 388 обращений (в 2016 г. – 360, в 2015 г. – 378).
Обосновывая необходимость внесения поправок в УИК, авторы законопроекта ссылаются на Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. (распоряжение Правительства от 14 октября 2010 г. № 1772-р). Данный акт в целях сохранения социально полезных связей осужденных предусматривает их направление в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства, а также обеспечение доступности мест отбывания наказания для родственников осужденных. Статью 73 УИК предлагается скорректировать в двух указанных направлениях.
Так, в настоящий момент ч. 2 ст. 73 Кодекса предусматривает, что при отсутствии исправительного учреждения соответствующего вида в том регионе, где лицо было осуждено или проживало до назначения наказания, а также при невозможности разместить его в имеющемся учреждении осужденного направляют отбывать наказание в любой другой субъект РФ. Согласно предлагаемым поправкам в данном случае осужденного необходимо направить в наиболее близкий к месту проживания или осуждения регион, в котором отбывание наказания возможно.
Кроме того, предлагается установить право осужденного отбывать наказание в учреждении, расположенном в том субъекте РФ, где проживает один из его близких родственников. Если в указанном регионе размещение такого лица будет невозможно, его необходимо направить в регион, наиболее близкий к месту жительства родственника. Инициировать процедуру сможет как осужденный, так и его родственник – с согласия первого. Решение о направлении, как предусмотрено в документе, будет принимать ФСИН.
Для определения круга близких родственников предлагается воспользоваться формулировкой из УПК РФ. То есть такими лицами будут считаться супруг или супруга, родители, дети, усыновители и усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, а также внуки осужденного.
В тех же целях планируется изменить и ст. 81 УИК. Согласно предложенным корректировкам, возможность отбывать наказание рядом с близкими родственниками можно будет получить, попросив осуществить перевод из одного исправительного учреждения в другое. Такой перевод может быть осуществлен только один раз за период отбывания наказания. Однако предполагается, что перевод будет недоступен лицам, у которых окончание срока наказания может наступить по пути к новому месту его отбывания.
Предполагается, что проект вступит в силу спустя 6 месяцев со дня официального опубликования. По мнению разработчиков, данный срок необходим Минюсту для изменения приказа о порядке направления осужденных в исправительные учреждения и их переводе.
Комментируя «АГ» предлагаемые поправки, советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что их принятие облегчит возможность взаимодействия осужденных с их родственниками, в том числе в части свиданий и передач. Однако, по его мнению, в документе оказались и неудачные нормы, предоставляющие широкое усмотрение должностным лицам. «Не раскрыто понятие невозможности размещения осужденного в соответствующем субъекте РФ. С чем эта невозможность связана: с отсутствием учреждений либо с иными причинами?» – подчеркнул эксперт.
Такого же мнения придерживается и адвокат АП г. Москвы Валерий Шухардин: «Конечно, основные претензии – к содержанию новой редакции ч. 1 ст. 73 УИК, поскольку она содержит много неопределенных понятий и предоставляет возможность влиять на судьбу осужденного, не учитывая его волю и пожелания, – пояснил он. – В законе также не раскрывается понятие исключительных обстоятельств, влекущих этапирование осужденного в иной субъект Федерации».
При этом эксперт обратил внимание, что место жительства осужденного до того, как ему было назначено наказание, и место отбывания последнего зачастую находятся на значительном расстоянии друг от друга. В целом, резюмировал Валерий Шухардин, поправки носят положительный характер, но желательно, чтобы они были доработаны.