3 марта в Госдуму поступили правительственные поправки в законодательство (законопроект № 80712-8) в целях защиты национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Из пояснительной записки к проекту закона следует, что его подготовка обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении россиян и российских юрлиц.
Содержание поправок
Поправки, в частности, наделяют Правительство РФ правом увеличить начальную (максимальную) цену контракта и годовой объем закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок. Правительство получит, помимо прочего, право списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек, штрафов, пеней в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Будет скорректирован порядок оборота лекарственных средств и биомедицинских клеточных продуктов: в частности, отечественное правительство сможет ограничить вывоз медицинских изделий, ранее ввезенных в Россию из стран, принявших санкции.
Российское правительство также получит право устанавливать размер доплат к пенсии и индексировать пенсионные выплаты, определять величину прожиточного минимума и МРОТ. Оно также будет регламентировать образовательный процесс для лиц, ранее обучавшихся за рубежом и вынужденных прервать получение такого образования. В сферу правительственных полномочий войдут, помимо прочего, оценка соответствия выпускаемой в обращение на территории РФ продукции; регулирование лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов; лицензионная деятельность; ответственность застройщиков по ДДУ и особенности включения МКД/иной недвижимости в реестр проблемных объектов; изменение существенных условий ряда государственных и муниципальных контрактов; особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг; выездные проверки в сфере страховых взносов.
Планируется не проводить проверки субъектов малого бизнеса при осуществлении государственного или муниципального контроля до 31 декабря текущего года. Плановые проверки организаций, занимающихся информационными технологиями и имеющих госаккредитацию, приостановят по 31 декабря 2024 г. Также будет скорректирован порядок получения статуса участника свободной экономической зоны в Республике Крым. В сфере градостроительной деятельности СРО получат право финансировать своих членов.
Будут скорректированы положения о страховом деле в части передачи национальной перестраховочной компании части обязательств по страховой выплате. Также запланированы введение периодов, в течение которых не применяется ограничение по размеру полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых на момент заключения соответствующего договора, и запуск предусмотренных Законом № 106-ФЗ «кредитных каникул» до 30 сентября 2022 г. с возможностью их продления.
До 31 декабря этого года ПАО получат право приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при наличии ряда условий. Банки вправе до вышеуказанного срока открывать банковский счет (вклад) в иностранной валюте клиенту-физлицу без его личного присутствия при переводе им денежных средств в иностранной валюте со своего банковского счета (вклада), открытого в кредитной организации, подвергшейся санкциям иностранных государств. Для этого понадобится передача банком, переводящим денежные средства другой кредитной организации, сведений по идентификации такого клиента. В 2022 г. на хозяйственные общества распространится ряд требований в части регулирования порядка снижения стоимости чистых активов, для АО будут предусмотрены особенности проведения годового общего собрания акционеров.
Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин полагает, что поправки носят косметический характер. «Например, предлагается существенно расширить возможности заказчиков по закупке у единственного поставщика лекарств или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, который происходит из страны, не вводившей в отношении РФ санкции. Проблема только в том, что из топ-10 фармкомпаний в РФ на 2021 г. 9 компаний – иностранные (Bayer и STADA (Германия)), Novartis (Швейцария), SANOFI и SERVIER (Франция), TEVA (Израиль), Abbott (США), MENARINI (Италия) и GlaxoSmithKline (Великобритания), и все эти страны ввели в отношении РФ ограничительные меры экономического характера. В итоге, даже если государственный заказчик вправе будет по закону произвести закупку у единственного поставщика, закупать по этим правилам, скорее всего, будет просто не у кого», – отметил он.
Эксперт предположил, что, судя по предложению законопроекта наделить Правительство РФ правом принимать решение об установлении ограничений на вывоз из РФ медицинских изделий, ранее ввезенных в РФ «с территорий стран, принявших решение о введении в отношении РФ ограничительных мер экономического характера», государство опасается того, что иностранные фармкомпании будут вывозить из РФ поставленные ранее медицинские изделия. «Это имеет смысл, но неясно, что делать, если фармкомпании в принципе прекратят поставлять в РФ медицинские изделия, а “ранее ввезенные” на территорию РФ медицинские изделия просто закончатся», – заметил Роман Речкин.
Он добавил, что мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства не распространяется на самые «чувствительные» для бизнеса сферы – налоговые проверки, а также на проверки в рамках валютного, таможенного, антимонопольного контроля и иные. «Фактически это мораторий только на проверки Роспотребнадзора и “пожарников”, это лучше, чем ничего, но явно ситуацию для бизнеса не облегчит. Явно не повредят предлагаемые изменения в корпоративное законодательство, отменяющее для хозяйственных обществ обязанность принять решение об уменьшении уставного капитала или о ликвидации в случае, если стоимость чистых активов общества станет меньше его уставного капитала. Однако эта норма и так фактически не работала, поскольку ликвидация в такой ситуации осуществляется по решению суда, а суды считают данное нарушение – устранимым, и отказывают в иске о ликвидации при докапитализации организации», – пояснил эксперт.
Роман Речкин также обратил внимание на то, что законопроект дает право ПАО до 31 декабря 2022 г. приобретать размещенные ими акции, если средневзвешенная цена этих акций после 1 февраля 2022 г. снизилась на 20 и более %. «Но вот захотят ли абстрактные “Сбербанк” и “Газпром” выкупать свои акции (на организованных торгах по текущим рыночным ценам) – большой вопрос. Достаточно интересно выглядит право Правительства РФ устанавливать перечень товаров (групп товаров), “в отношении которых не могут применяться положения Гражданского кодекса о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы”. Фактически речь идет о праве государства в отношении определенных товаров “отменять” нормы ГК РФ о товарных знаках и иных средствах индивидуализации. Очевидно, Россия готовится к обороту на своей территории контрафактной продукции. В итоге законопроект сводится, в первую очередь, к абстрактному и разноплановому расширению компетенции Правительства РФ. Вот только ни Правительство РФ, ни авторы законопроекта явно не учли масштаб и всеобъемлющий характер санкций, даже в том (неокончательном) виде, который реализован рядом стран на сегодня», – резюмировал эксперт.
Адвокат, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян отметил, что поправки направлены не только на экономические послабления для субъектов предпринимательской деятельности и граждан-потребителей кредитных услуг, но и на исключение защиты исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности, которые необходимы российской экономике и не могут быть получены иным путем в связи с применением односторонних ограничительных мер со стороны иностранных государств и транснациональных корпораций.
«Есть основания полагать, что данный законопроект будет лишь первым в ряду многих законодательных актов, направленных на преодоление негативных последствий недружественных действий группы иностранных государств, которые в настоящее время буквально сыплются на российское государство, его граждан и юрлиц. Поправки, в частности, оптимизируют ряд вопросов корпоративного законодательства: акционеры получают возможность пересмотреть свои предложения в повестку дня годовых собраний акционеров, которые они должны были представить до 30 января 2022 г. и такие предложения будут замещать предыдущие вопросы повестки дня. ПАО смогут при определенных обстоятельствах вкладывать деньги в собственные акции, с тем чтобы оптимизировать структуру акционерного капитала», – пояснил он.
По словам эксперта, правительство наделяется широкими полномочиями по регулированию ряда жизненно важных для экономики сфер. «Помимо прочего, российские производители смогут производить аналоги товаров, поставки которых ограничены санкционными соображениями, и такое производство не будет считаться нарушением исключительных прав иностранных правообладателей. Это крайне значимо для развития фармацевтики, авиации, машиностроения, сферы IT. Государство также решило повторно применить механизм льготных периодов по ипотекам (кредитам), который уже вводился в период пандемии в 2020 г.», – заметил Артур Зурабян.
Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов отметил, что законопроект намного объемнее по охвату сферы регулирования, чем говорится в СМИ. «Сами по себе поправки не устанавливают упрощенный порядок или послабления, а делегируют такие полномочия Правительству РФ для большей оперативности. В ближайшем будущем нам, вероятно, стоит ожидать некие правительственные инициативы в части автоматического продления лицензий и разрешений, послаблений в области регулирования проектирования и строительства, возможностей по производству отдельных товаров без риска нарушить чьи-то права на интеллектуальную собственность и, наконец, нечто новое в области развития инфраструктуры для туристической отрасли. Многих порадует наделение Правительства РФ полномочием снизить требования к признанию компаний субъектами малого и среднего предпринимательства», – полагает он.
В то же время эксперт назвал скромным намерение властей оказать социальную поддержку и защиту граждан. «К настоящему времени “закредитованность” населения выросла настолько, что одними “кредитными каникулами” здесь ничего не исправишь. Поэтому хочется, чтобы вызовы времени, послужившие основанием для подготовки данного законопроекта, были наконец-то использованы государством для кардинального пересмотра в целом подхода государства к своей роли в жизни населения. Иными словами, нужно, чтобы государство стало действительно “социальным”, как это предусмотрено ст. 7 Конституции, и обратило свой фокус внимания не только на поддержание бизнеса и обеспечение существования совсем уж малоимущих слоев, но и основной массы граждан, предоставляя им все необходимое, чтобы чувствовать себя гражданами богатой страны. Такой реализации может способствовать предусмотренный законопроектом обратный выкуп (buy-back) акций акционерными обществами. Отметим, что указанные положения практически полностью повторяют в этой части Указ Президента от 28 февраля 2022 г. Такая мера позволит выкупить обратно пакеты акций так называемых государственных АО (нефтяные компании, госбанки и пр.), находящиеся в настоящее время у иностранных владельцев», – убежден Александр Арбузов.
Адвокат АП г. Москвы Мартин Зарбабян охарактеризовал рассматриваемый законопроект фразой«сложные времена требуют сложных решений». «Принятие экономических и политических санкций в отношении России со стороны различных государств и международных организаций обязывает законодателя эффективно корректировать действующие нормы в целях приспособления некоторых правил и процедур к условиям внешних ограничений. Анализируемые положения, вне всякого сомнения, направлены на сдерживание процесса ослабления экономики и снижения уровня жизни наших граждан. Сложность для законодателя заключается в том, что Россия с такими ограничительными мерами экономического характера еще не сталкивалась, а значит, многие законодательные инициативы трудно прогнозируемы с точки зрения их влияния на практику», – считает он.
По мнению эксперта, вносимые в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок были продиктованы тем, что в условиях действия санкций (контрсанкций) заказчик должен обладать правом осуществления закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий у единственного поставщика, поскольку такие препараты и изделия используются для удовлетворения социальных потребностей населения, а для многих из них и вовсе являются жизненно важными: «Однако такой неконкурентный способ определения поставщика способен привести и к злоупотреблениям правами со стороны недобросовестных представителей заказчика».
Адвокат добавил, что, с теоретической стороны, своеобразный «мораторий» на плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства – это очень правильный и нужный шаг в борьбе за сохранение приемлемого делового климата в стране. «Но на практике, к сожалению, все еще обнаруживаются факты давления на бизнес или неоправданного преследования предпринимателей, которые не прекращаются с принятием подобных инициатив. Предпринимательское сообщество в большей степени нуждается не в декларативных законодательных инициативах, а в реальных действиях правоприменителя, который продемонстрирует этому сообществу доступность справедливого судебного разбирательства, возможность эффективной защиты от противоправных действий и следование всеми гражданами и государственными органами определенным правилам», – убежден Мартин Зарбабян.
Он также отметил, что отдельного внимания заслуживают нормы о праве на приостановление исполнения заемщиком своих обязательств при соблюдении определенных условий («кредитные каникулы»). «В определенном смысле предоставление заемщику льготного периода оказывает ему помощь в условиях снижения его доходов или потери работы, предотвращая его банкротство и снижая социальную напряженность. И в то же время неисполнение заемщиками своих обязательств в течение продолжительного периода способно негативно отразиться в целом на банковской системе, что может повлечь за собой обострение экономических проблем. На практике аналогичная инициатива, внедренная еще со времен действия “антиковидных” мер, встретила скептическое отношение кредитных учреждений, которые не всегда предоставляли заемщикам “кредитные каникулы”. Указанные “антисанкционные” меры, в первую очередь, направлены на обеспечение экономической стабильности – подытожил адвокат.