×

Принят закон, которым уточняется понятие иноагента

Также в законе указано, какие функции иноагент не вправе выполнять
Фотобанк Freepik/@rawpixel.com
Один из экспертов отметил, что теперь любой контакт с иностранными источниками вызывает риск признания лица иноагентом, как и получение любых денежных средств. Вторая обратила внимание, что закон расширяет список ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов, по сравнению с версией, представленной для первого чтения.

29 июня Госдума приняла закон (законопроект № 113045-8), закрепляющий понятие «иностранного агента» и предусматривающий контроль его деятельности. Теперь под иностранным агентом предлагается понимать лицо, получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таких сообщений и материалов.

Читайте также
Предлагается законодательно закрепить понятие «иноагент»
Кроме того, внесенным в Госдуму проектом закона закрепляются критерии деятельности, по которым можно определить иностранного агента
28 апреля 2022 Новости

Ранее проект поправок предусматривал, что иностранными агентами не могут быть признаны органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. Также не могут быть признаны иноагентами зарегистрированные религиозные организации и политические партии.

В принятом законе к этому добавлено, что не могут быть признаны иноагентами лица, указанные в подп. 2 п. 20 (за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте) и подп. 1–3 п. 21 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ (речь идет о гражданах Беларуси, малолетних, должностных лицами международных организаций, въехавших в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудников представительств международных организаций, глав дипломатических представительств и консульских учреждений и т. д. – Прим. ред.) Также не могут быть признаны иноагентами объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном порядке.

Статус иноагента лицо будет приобретать на следующий день после размещения информации об этом на сайте Минюста, хотя изначально предлагалось делать это сразу.

В законе разъясняется, что под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя России, федеративного устройства, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности страны, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития России, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Уточняется, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам России, основам публичного правопорядка РФ и иным ценностям, защищаемым Конституцией.

Помимо реестра иноагентов Минюст будет вести также единый реестр физлиц, аффилированных с иноагентами. Под ними понимаются учредитель, член, участник, руководитель либо работник юрлица-иноагента, а также любое лицо, осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность и получающее (получавшее) денежные средства или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.

В законе закрепляет порядок включения в реестр иноагентов. Так, лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать заявление о включении в реестр. Если же иностранец после прибытия в Россию намеревается действовать в качестве иноагента, то он обязан до момента въезда заявить об этом. Если Минюст выявит иноагента, который не заявил о себе, он самостоятельно внесет его в реестр и уведомит лицо в течение 10 рабочих дней. Распространяемые иноагентами, членами юрлица-иноагента и общественными объединениями, действующими без образования юрлица-иноагента материалы должны содержать соответствующую маркировку, которую определит правительство.

Отмечается, что иноагент не вправе осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.

Также закон дополнился указанием, что иноагент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Кроме того, он не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 декабря 2022 г.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что в итоговый текст закона внесены небольшие косметические изменения, которые не меняют суть происходящего. «А суть происходящего можно назвать так: реальность абсурдна. Сегодня иноагентом может быть признано любое физлицо, юрлицо, а также аффилированные лица, т.е. лица, отдаленно соприкасающиеся с физлицом или юрлицом, признанным иноагентом. Это очень опасная тенденция», – указал он, пояснив, что иноагентом можно признать любое лицо, которое «умеет мыслить, думать, а тем более занимается публичной деятельностью», которую можно легко соотнести с политической.

Алексей Иванов заметил, что поправки копируют ранее закрепленные в других законах положения, в частности положение о реестре. «Теперь мало того, что лицо признается иноагентом, так еще и вводится понятие физлица, аффилированного с иноагентом. Следовательно, может быть признан каждый первый», – указал эксперт.

По мнению адвоката, любое иностранное влияние носит непонятную структуру, которую «невозможно потрогать». Это влияние может простираться на тех, кто даже не понимает, о чем идет речь: «Например, послушал человек BBC – вот, пожалуйста, иностранное влияние». Также Алексей Иванов отметил, что любой контакт с иностранными источниками вызывает риск признания лица иноагентом, как и получение любых денежных средств.

Адвокат указал, что под понятие политической деятельности подпадают в том числе участие и организация проведения мероприятий, митингов, собраний, что является основанием для признания иногаентом. «Быть иностранным агентом в России – значит, подвергаться риску быть привлеченным к уголовной ответственности. Это репрессивный закон, который противоречит духу и смыслу любой Конституции демократической страны, в том числе нынешней Конституции России. На мой взгляд, даже в ее измененном виде она содержит в себе элементы демократизма», – отметил Алексей Иванов. Он добавил, что под закон могут подпасть и правозащитные организации, и те, кто получает гранты на помощь бездомным животным или людям.   

Партнер юридической фирмы INTELLECT Анастасия Махнёва отметила, что закон расширяет список ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов, по сравнению с версией, представленной для первого чтения.

В частности, с 1 декабря 2022 г. иноагентам запрещено занимать должности в органах государственной и муниципальной власти, быть членом избирательной комиссии, работать в комиссиях, комитетах и иных консультативных образований при органах публичной власти, входить в наблюдательные комиссии, заниматься антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов, проводить общественную экологическую экспертизу, быть организатором публичных мероприятий и участвовать в их финансировании, заниматься выдвижением кандидатов на выборы, выступать с инициативой о проведении референдумов, вносить пожертвования в избирательные фонды и политические партии, заключать сделки с политическими партиями, «в иных формах участвовать в избирательных кампаниях. «Это неполное перечисление всех ограничений, но эта выборка свидетельствует, что фактически закон лишает иноагентов возможности заниматься политической деятельностью и активной деятельностью в рамках институтов гражданского общества. Фактически иноагенты исключаются из публичной жизни остатков гражданского общества в России», – посчитала Анастасия Махнёва.

В то же время она отметила, что запрет баллотироваться в качестве кандидата на выборы закон не устанавливает, хотя и предусматривает размытое ограничение на «иные формы участия в избирательных компаниях». Однако, полагает она, такой запрет был бы принят депутатами, если бы не «досадное препятствие» в виде положения ст. 32 Конституции, которая устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными только те граждане, которые признаны судом недееспособными, а также содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Анастасия Махнёва вновь обратила внимание на абсолютно неправовой подход законодателя, позволяющий налагать такие ограничения не на основании судебного акта, а по решению административного органа, которое к тому же выносится без какой-либо процедуры рассмотрения вопроса с участием самого лица, в отношении которого эти ограничения и обязанности устанавливаются (п. 7 ст. 7 ). «Как юрист, я бы назвала такой подход законодателя оскорблением чувств верующих в принцип верховенства права», – указала она.

Эксперт также обратила внимание на новый термин – «физическое лицо, аффилированное с иностранными агентами». «При этом непонятен статус этих лиц, кроме того что на них не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Также не поясняются смысл и назначение такого реестра. Но, полагаю, что ничего хорошего и приятного ждать не приходится», – заключила она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика