×

Приняты поправки в УК и УПК, касающиеся защиты от новых форм преступлений и угроз госбезопасности

В законе конкретизировано понятие госизмены, определено понятие «осуществление конфиденциального сотрудничества со спецслужбами иностранных государств», а также усилена ответственность за наемничество
Фото: «Адвокатская газета»
По мнению одного из адвокатов, итоговая редакция принятого закона не решила основной проблемы: «размытость» отдельных формулировок стала еще очевиднее, а некоторые термины и словосочетания требуют дополнительного разъяснения, в том числе путем обобщения правоприменительной практики. Другой полагает, что итоговый вариант поправок вызывает много вопросов, кроме того, он усомнился в необходимости ряда вводимых законоположений при наличии существующих уголовно-правовых норм и сложившейся практики их применения.

Госдума приняла поправки в УК и УПК РФ, направленные на совершенствование уголовно-правовой охраны национальных интересов России, а также прав и свобод граждан от новых форм преступной деятельности и угроз госбезопасности.

Исходный текст поправок

Как ранее писала «АГ», соответствующим законопроектом (№ 130406-8), внесенным в Госдуму в мае, предлагалось закрепить в ст. 208 УК ответственность за участие гражданина в вооруженном конфликте или военных действиях против интересов страны при отсутствии признаков госизмены. Одновременно в ст. 275 УК предлагалось внести уточнение в целях отнесения к госизмене действий, связанных с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий против России.

Читайте также
Депутаты предложили конкретизировать понятие государственной измены
Кроме того, они предлагают ввести уголовную ответственность за «конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами»
01 июня 2022 Новости

Кроме того, Кодекс предлагалось дополнить ст. 275.1 об ответственности за конфиденциальное сотрудничество со спецслужбами иностранных государств и ст. 280.4, устанавливающей ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности России либо к воспрепятствованию исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности страны.

Авторы поправок предлагали ужесточить санкции ст. 359 УК и указать в ч. 1, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от 12 до 18 лет. За участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК) было предложено наказывать лишением свободы на срок от 7 до 15 лет.

Помимо этого, в ст. 284.1 УК («Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории России ее деятельности») предлагалось внести уточнение, устанавливающее возможность ее применения к фактам совершения соответствующих преступлений за пределами территории России.

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства.

В процессе рассмотрения в Госдуме законопроект был существенно доработан.

Ответственность за переход на сторону противника и конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами

Так, гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» УК пополнилась ст. 274.2, согласно которой за нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети «Интернет» и сети связи общего пользования либо несоблюдение технических условий их установки или требований к сетям при использовании указанных технических средств штрафные санкции для должностного лица или ИП, подвергнутых административному наказанию по ч. 2 ст. 13.42 КоАП, составят от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до полутора лет либо наказываются исправительными работами на срок до года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Аналогичная ответственность предусмотрена за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Новой редакцией ст. 275 УК «Государственная измена» установлена также ответственность за переход на сторону противника – то есть за участие лица в составе непосредственно противостоящих России сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. Переход на сторону противника карается лишением свободы от 12 до 20 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех лет либо без такового, и с ограничением свободы до двух лет.

Кодекс также дополнен ст. 275.1 «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», согласно которой установление и поддержание гражданином РФ сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности России (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275), наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок до двух лет (либо без такового).

В примечании к ст. 275.1 указано, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если добровольно и своевременно сообщило органам власти об установлении и о поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации, не совершило никаких действий по исполнению полученного от него задания и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Новой редакцией ст. 276 УК к шпионажу также относятся передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием России. В примечании пояснено, что под противником понимаются иностранное государство, международная либо иностранная организация, противостоящие России в вооруженном конфликте, военных или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

Ответственность за призывы к деятельности, направленной против безопасности государства

Кроме того, в гл. 29 УК введена ст. 280.4, согласно которой публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности страны влекут штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием служебного положения, с использованием СМИ или информационно-коммуникационных сетей, включая Интернет, установлен штраф от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет (или без такового) и с ограничением свободы на срок от полугода до двух лет (или без такового). Если указанные деяния совершены организованной группой, срок лишения свободы составит от 5 до 7 лет со штрафом от 500 тыс. до 2,5 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет (или без такового) и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет (или без такового).

Кроме того, в принятый закон была включена и ст. 282.4 УК, касающаяся неоднократных пропаганды либо публичного демонстрирования атрибутики или символики нацизма и сходных с нацистской экстремистских организаций либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены законом. В частности, за совершение указанных деяний лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из правонарушений по ст. 20.3 КоАП, предусмотрены штраф от 600 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от года до двух лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Такие же санкции установлены за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за совершение нарушения по ст. 20.3 КоАП.

Кодекс также дополнен ст. 283.2 «Нарушение требований по защите государственной тайны». Санкцией данной статьи установлено, что выезд из России гражданина РФ, допущенного или ранее допускавшегося к гостайне, право которого на выезд из страны заведомо ограничено в соответствии с законодательством о государственной тайне, равно как незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, относящиеся к гостайне, наказываются штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до двух лет либо лишением свободы до трех лет (либо четырех лет соответственно) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если указанные деяния совершены с применением насилия или угрозой его применения либо должностным лицом с использованием служебного положения, наказание составит штраф от 300 тыс. до 600 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются штрафом от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Помимо этого, скорректирован ряд норм гл. 34 УК. В частности, новой редакцией ст. 359 «Наемничество» предусмотрено, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а также его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы от 12 до 18 лет с ограничением свободы на срок от года до двух лет либо без такового. Те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, караются лишением свободы сроком от 15 до 20 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок от года до двух лет (либо без такового). За участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления по ч. 3 ст. 208 УК) предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 15 лет с ограничением свободы на срок до года (либо без такового).

Корреспондирующие изменения внесены в УПК РФ.

Адвокаты критически оценили изменения

Редакция «АГ» попросила оценить принятые поправки адвокатов, которые комментировали их на стадии внесения законопроекта в Госдуму.

Как отметил адвокат КА г. Москвы «Якупов и партнеры» Дмитрий Мыльцын, в принятой редакции ст. 275 УК указано, что выдаваемая иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям информация должна составлять исключительно сведения, содержащие государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством. Кроме того, исключение из примечания № 1 к ст. 275 фразы «в условиях вооруженного конфликта», по мнению адвоката, расширяет пределы уголовной ответственности за предусмотренные данной нормой деяния.

Также изменения внесены и в содержание ст. 275.1 УК, – в частности, исключено указание на сотрудничество на конфиденциальной основе с представителями иностранного государства, международной либо иностранной организации, а также с иностранными специальными службами, заметил он. «В окончательной редакции поправок полностью удален ряд примечаний, подробно раскрывающих понятие конфиденциального сотрудничества, специальной службы, международной или иностранной организации для целей настоящей статьи. Сохранено лишь указание на возможность освобождения лица от уголовной ответственности при добровольном и своевременном сообщении о таком сотрудничестве», – заметил Дмитрий Мыльцын.

Таким образом, резюмировал адвокат, внесение изменений в законопроект при прохождении трех стадий рассмотрения в Госдуме не решило основной проблемы: «размытость» отдельных формулировок стала еще более очевидной, отдельные термины и словосочетания требуют дополнительного разъяснения, в том числе путем обобщения правоприменительной практики: «Решить данную проблему отчасти способен Пленум Верховного Суда РФ. Однако сама потребность в данных поправках вызвана, скорее, ситуативным характером и внешнеполитической ситуацией, так как и ранее действовавшее правовое регулирование содержало размытость формулировок».

По мнению адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, проблемным с точки зрения правоприменения может стать использование в ст. 275.1 и 280.4 УК понятия о действиях, направленных против безопасности РФ, на что, заметил он, обращалось внимание в отзывах на законопроект. «Очевидно, что по этой причине в закон включено примечание к ст. 280.4 о том, какую деятельность следует квалифицировать как направленную против безопасности РФ, – считает адвокат. – Получается, что речь будет идти о публичных призывах к совершению преступлений, предусмотренных почти тридцатью статьями УК, в которые наряду с преступлениями, включенными в гл. 29, предусматривающую охраняемым объектом безопасность государства, включены разные преступления из иных глав Кодекса (с иными охраняемыми законом объектами) – например, дача или получение взятки, контрабанда наличных денежных средств, иные разные виды контрабанды (в том числе особо ценных диких животных или, например, зарубежных лекарств, отнесенных в нашей стране к наркотикам или к сильнодействующим средствам) и ряд иных преступлений, посягающих на иные охраняемые законом объекты. Тогда странно, почему в перечень статей этого примечания вошла ст. 209 УК (про бандитизм), но не ст. 105 про убийства или ст. 207 про распространение разного рода ложной информации; включена статья о неисполнении приказа, но не включена ст. 318 (о насилии в отношении представителя власти)».

То есть, подытожил Константин Кузьминых, логика формирования примечания к ст. 280.4 УК оказалась непонятной именно по причине того, что преступления против безопасности государства до принятия указанных поправок были определены в диспозициях статей гл. 29 Кодекса. «Теперь это понятие превратилось в “мешанину” из наскоро выбранных из Кодекса отдельных запрещенных законом действий, без учета того, что в Концепции национальной безопасности, частью которой является госбезопасность, борьба с преступностью является традиционной задачей государства», – подчеркнул Константин Кузьминых.

Более того, добавил он, если в ст. 280.4 определение понятия о деятельности, направленной против безопасности РФ, уже появилось, а в ст. 275.1 УК аналогичного примечания нет, то при отсутствии в Кодексе какого-либо иного определения такой деятельности данное примечание разумно распространить и на квалификацию по ст. 275.1. Но тогда, добавил адвокат, о чем пойдет речь при оценке действий лица, осуществляющего конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством или организацией, – о подготовке перечисленных в примечании к ст. 280.4 преступлений?

«Если же для ст. 275.1 УК предполагается иное, отличное от примечания к ст. 280.4, толкование безопасности государства, мы опять возвращаемся к неопределенности правовой нормы, о недопустимости чего неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ. Но даже если для целей ст. 275.1 свести понятие о деятельности, направленной против безопасности государства, к указанным в примечании к ст. 280.4 составам преступлений, откуда человеку знать, готовит представитель международной или иностранной организации преступление или нет? – задался вопросами Константин Кузьминых. – Анализ принятых изменений позволяет сделать вывод, что любому гражданину, который пообщался с иностранцем, стоит на всякий случай сообщить об этом органу власти (ценным письмом, например) – для обеспечения соблюдения условия примечания к ст. 275.1 УК, – практически как в сюжете начала романа “Мастер и Маргарита”».

По мнению адвоката, необходимость иных принятых законом статей при наличии уже существующих уголовно-правовых норм и сложившейся практики их применения представляется неочевидной. «Например, неясно, что имеется в виду в ч. 2 ст. 283.2 УК о незаконной пересылке за пределы РФ носителей со сведениями, составляющими гостайну, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275, 276 и 283 Кодекса? Если подразумевается, что такие носители переслало не осведомленное об их содержании лицо, это не является преступлением в силу общего правила ч. 2 ст. 5 УК о запрете объективного вменения. А если данное лицо знало, для чего тогда новая специальная норма при наличии существующих трех указанных статей?» – заключил Константин Кузьминых.

Рассказать:
Яндекс.Метрика