Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, которым предполагается внесение изменений в ст. 245 УК РФ, ст. 150 и 151 УПК РФ.
Авторы проекта предлагают за деяния, которые указаны в ч. 1 ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье), на данный момент предусматривающей штраф или арест сроком до полугода, установить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, оставив их в категории преступлений небольшой тяжести. А то же деяние, совершенное группой лиц, по ч. 2 указанной статьи, на данный момент предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы до 2 лет, – отнести к преступлениям средней тяжести с наказанием в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.
В ст. 245 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми демонстрация жестокого обращения с животными в сети «Интернет» или иных средствах массовой информации будет рассматриваться в качестве квалифицирующего признака преступления. Как указывается в пояснительной записке, общественная опасность подобных преступлений повышается за счет трансляции фактов применения насилия к животным на индивидуально-неопределенную аудиторию, имеющую возможность в любой момент осуществить просмотр, в результате чего основному объекту посягательства – общественной нравственности в сфере взаимоотношений человека и животных – наносится дополнительный существенный вред.
Также предлагается внести изменения в ст. 150 и 151 УПК РФ, определяющие, с учетом внесенных изменений в ст. 245 УК РФ, формы предварительного расследования и подследственности по указанным категориям преступлений.
Наряду с лишением свободы предлагаются и альтернативные санкции (штрафы, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и др.), что позволит обеспечить индивидуализацию наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Ранее эксперты положительно оценили инициативу, однако отметили, что на практике нормы, скорее всего, работать не будут, поскольку предлагаемые изменения не подразумевают повышения минимального порога наказания, а суды вряд ли будут назначать реальное лишение свободы.