6 декабря Минфин России вынес на общественное обсуждение поправки в ст. 78 и 79 ч. 1 Налогового кодекса РФ в целях реализации Постановления КС РФ от 31 октября 2019 г. № 32-П, о котором ранее уже писала «АГ».
Тогда Конституционный Суд признал противоречащими основному закону государства отдельные нормы, касающиеся страховых взносов в ПФР. Речь идет о положениях п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ; ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС России; п. 61 ст. 78 НК РФ. КС РФ распорядился признать вышеуказанные нормы неконституционными в той мере, в которой они ограничивают право страхователя на возврат излишне уплаченных взносов по ОПС лишь в силу факта учета разнесения последних по индивидуальным лицевым счетам застрахованных без учета структуры тарифа взноса и факта наступления страхового случая. Это касается возврата излишне уплаченных взносов как за периоды до 1 января 2017 г., так и последующие. При этом Суд указал на необходимость внесения изменений в соответствующее правовое регулирование.
В этой связи разработанный Минфином проект закона предусматривает признание утратившими силу п. 61 ст. 78 и абз. 3 п. 11 ст. 79 НК РФ. По мнению министерства, именно они препятствуют возврату суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов представлены их плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Как следует из законопроекта, новая редакция ст. 78 и 79 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы INTELLECT Юлия Курмамбаева полагает, что Минфин России не в полной мере реализовал волю Конституционного Суда. «По факту проблема устраняется только в части страховых взносов, которую администрируют налоговые органы. Так, законопроектом предлагается изменить только Налоговый кодекс РФ, при этом положения откорректированных статей будут распространяться только на периоды после 1 января 2017 г. – именно с этого момента страховые взносы были переданы в ведение налоговых органов», – отметила она. Эксперт также указала, что, несмотря на требования КС РФ, поправки не вносят никаких изменений в п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, который регулирует переходные положения в связи с передачей страховых взносов налоговым органам (по платежам за периоды до 1 января 2017 г. отвечают фонды, после указанной даты – налоговые органы).
«При этом фонды по своим вопросам руководствуются старым порядком. Так, все возвраты переплат производятся на основании норм утратившего силу Закона № 212-ФЗ. В свою очередь, именно этот закон является первоисточником другой неконституционной нормы (ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС России), которую позднее просто скопировали в Налоговый кодекс, – пояснила Юлия Курмамбаева. – Таким образом, правила возврата переплат за периоды до 1 января 2017 г. так и остаются незаконными, хотя КС РФ обратил внимание законодателя на необходимость изменения как нового, так и старого порядка».
По ее словам, плательщикам взносов такая ситуация не страшна. «Для них достаточным аргументом является само постановление КС РФ, дожидаться изменений законодательства они не обязаны. В любом случае радует быстрая реакция законодателя, надеюсь, вскоре мы увидим инициативу по исправлению и Закона № 250-ФЗ», – подытожила Юлия Курмамбаева.
Управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин отметил, что неоднократные изменения законодательства, касающиеся страховых взносов, создали ситуацию, в которой возникли необоснованные ограничения на распоряжение собственником своим имуществом. «Ранее в Постановлении от 9 июля 2019 г. № 27-П Конституционный Суд указал на аналогичную правовую природу налога и страхового взноса. При таком подходе логичной является и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в им Постановлении № 32-П/2019. Согласно ей на обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды должны распространяться конституционные гарантии, установленные для налоговых платежей», – полагает эксперт.
Адвокат отрицательно расценил законопроект, поскольку, по его мнению, он совершенно не учитывает правовую позицию Конституционного Суда. «Было указано на недопустимость ограничения возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа», – отметил эксперт. По его мнению, законопроект предусматривает исключение из ст. 78 и 79 НК РФ положений, позволяющих осуществить возврат сумм излишне уплаченных или взысканных страховых взносов, а положения о зачете таких переплат и ранее отсутствовали в этом Кодексе.
Василий Ваюкин отметил, что фискальным органам уже не потребуется искать хотя бы формальный повод для отказа в возврате излишне уплаченной или взысканной суммы страховых взносов. «Если законопроект будет принят, то любая ошибка при исчислении этих платежей будет обходиться компаниям безвозвратными потерями денежных средств», – предостерег адвокат.