23 апреля Роскомнадзор опубликовал для общественного обсуждения обновленный проект Приказа об утверждении Порядка идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. Первоначальная версия документа была подготовлена еще в октябре 2017 г., однако принят он не был.
В частности, документом вводится такое основание для внесения в реестр запрещенных ресурсов, как судебное решение по делу об административном правонарушении. Непосредственно идентификацией ресурсов на предмет содержания информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будут заниматься уполномоченные должностные лица Роскомнадзора.
Как указано в тексте проекта, должностные лица будут действовать на основании решений уполномоченных органов, указанных в подп. «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения Единого реестра, вступивших в законную силу решений судов о признании информации незаконной, требований Генерального прокурора или его заместителей, а также иных решений об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет», принятых в соответствии со ст. 15.1–15.6-1, 15.8 Закона об информации, в том числе судебных решений и постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу.
Относительно идентификации информационных ресурсов в тексте проекта приказа указано, что она осуществляется по сетевому адресу и (или) доменному имени, и (или) указателю страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». После этого уполномоченное должностное лицо с использованием программного обеспечения обращается к ресурсу, указанному в документах, являющихся основаниями для принятия мер по ограничению доступа к нему, и осуществляет визуальную сверку информации, размещенной по сетевому адресу, с информацией, послужившей основанием для принятия мер об ограничении доступа к информационным ресурсам. Решение об идентификации информационного ресурса принимается в течение суток.
Старший юрист юридической фирмы «Максима Лигал» Максим Али сообщил, что упоминание в приказе постановлений по делам об административных правонарушениях в качестве оснований для ограничения доступа к сайту вызывает удивление. «Дело в том, что Закон об информации такого основания не содержит. Более того, блокировка сайта также не упоминается в числе видов административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ). При этом следует различать данный вопрос с тем, что запрещенной может быть признана информация, за распространение которой установлена административная ответственность п. 6 ст. 10 Закона об информации. Однако это не означает, что привлечение к административной ответственности, например, за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) автоматически позволит заблокировать соответствующий контент в Сети. Признание информации запрещенной требует вынесения судебного решения в порядке ст. 15.1 Закона, если для конкретной категории сведений не предусмотрено специального порядка вынесения решения органом исполнительной власти», – разъяснил эксперт.
Максим Али особо отметил неоднозначность п. 6 и 7 проекта приказа, касающихся действий – составления акта сверки – в случае обнаружения ошибки в адресе сетевого ресурса, подлежащего блокировке. «Документ как будто бы прерывается на самом интересном месте. В нем никак не раскрывается вопрос о том, как руководство структурного подразделения Роскомнадзора будет принимать решение об идентификации информационного ресурса, о котором предоставлены ошибочный IP-адрес или доменное имя», – пояснил он.
Исполнительный директор Центра цифровых прав Денис Лукаш убежден, что проект приказа не соответствует действующему законодательству, необоснованно расширительно трактует обязанность определить Порядок идентификации информационных ресурсов, а также содержит положения, которые к самому Порядку не относятся.
Эксперт пояснил, что формальным основанием его появления является ч. 2.1 ст. 9 Закона об информации. Однако вместо того, чтобы раскрывать то, как органы Роскомнадзора будут сравнивать исходный материал (по решению суда или госоргана) с материалом фактически размещенным на сайте, в нем содержится нечто иное. По мнению Дениса Лукаша, в случае принятия проекта и подписания приказа будут колоссальные последствия для бизнеса в виде рисков, в том числе коррупционных.
«По данному проекту, что само по себе крайне необоснованно, сотрудники коммерческой организации ФГУП “Главный радиочастотный центр” (по ГК РФ это коммерческие организации) будут фактически переопределять или дополнять решения компетентных органов власти. Принимая во внимание “полицейское” отношение Роскомнадзора и прямо управляемого им ФГУП “ГРЦ” к представителям бизнеса, в принципе, есть риск откатить развитие IT-отрасли на годы и даже десятилетия назад. Данный орган должна сдерживать, как минимум, Минкомсвязь, в задачи которой входит развитие IT-индустрии. Но иногда кажется что, уже наоборот, Минкомсвязь подчиняется Роскомнадзору», – подытожил Денис Лукаш.