13 января в Госдуму внесен проект изменений в Закон об исполнительном производстве (законопроект № 55151-8), предусматривающий введение ограниченного срока принятия постановления об окончании исполнительного производства.
Предлагается установить, что исполнительное производство прекращается в течение трех дней после поступления в ФССП России копии решения суда об отмене судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также об отмене или признании недействительным исполнительного документа.
В течение трех дней также предлагается принимать постановление об окончании исполнительного производства, если оно прекращено в результате фактического исполнения требований, в том числе за счет одного или нескольких должников при солидарном взыскании. Исчисление срока начнется сразу после поступления информации из Автоматизированной информационной системы ФССП либо перечисления денег взыскателю в порядке ст. 110 Закона об исполнительном производстве.
Если взыскание по исполнительному листу невозможно ввиду отсутствия имущества, постановление об окончании взыскания также должно быть принято в течение трех дней, но уже со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание невозможно. Также предлагается принимать в течение трех дней постановление об окончании исполнительного производства, если должник признан банкротом.
В данный момент такой срок составляет два месяца. По мнению авторов законопроекта, это приводит к негативным последствиям для гражданина-должника, поскольку судебный пристав продолжает удерживать на основании уже отмененного приказа половину дохода, а для возврата этих средств приходится повторно обращаться в суд. Кроме того, законодательство о банкротстве определяет, что с момента признания гражданина банкротом пристав обязан окончить все возбужденные исполнительные производства и прекратить удержания, однако на практике приставы задерживают сроки окончания или прекращения таких производств. Действия приставов оспариваются в суде, однако граждане на этот период нередко остаются лишенными прожиточного минимума.
В комментарии «АГ» старший юрист юридической группы «Плотников и партнеры» Михаил Новосёлов отметил, что инициатива установления трехдневного срока окончания исполнительного производства в связи с фактической оплатой задолженности должна помочь добросовестным должникам нивелировать риск взыскания задолженности после ее погашения, а также возможность несвоевременного снятия запрета на выезд за границу.
По его мнению, недостатки юридической техники законопроекта могут «свести на нет» положительный эффект, который в него изначально закладывался. Например, абз. 1 ч. 1.1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в редакции, предложенной законопроектом, не содержит четкого ответа на вопрос, от какой именно даты отсчитывается трехдневный срок окончания исполнительного производства: даты перечисления денежных средств на депозитный счет приставов или даты перечисления денежных средств взыскателю?
Адвокат, советник уголовно-правовой практики Alliance Legal CG Александр Сергеев обратил внимание на преимущества предложенных поправок по сравнению с действующим законодательством. Так, проект:
- защищает права должников, добровольно исполнивших свои обязательства;
- защищает права кредиторов должника, признанного банкротом;
- предусматривает прекращение исполнительного производства в автоматизированном виде без участия должностных лиц ФССП, бездействие которых, нарушающих права, в основной части и оспариваются;
- снижает судебную нагрузку в случаях необходимости оспаривания действий судебных приставов-исполнителей, а также снижает фактические временные затраты сторон, вынужденных в настоящее время в суде отстаивать свои доводы при восстановлении истцами своих прав.
Таким образом, проект предусматривает существенные изменения, способствующие сокращению количества неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, влекущих необходимость их последующего оспаривания, резюмировал эксперт.