Как сообщила пресс-служба Федеральной палаты адвокатов РФ, 17 октября президент ФПА Светлана Володина и председатель Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник направили председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину письмо, в котором, опираясь на конкретные факты, констатировали устойчивую тенденцию роста числа преступных посягательств на адвокатов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.
В письме президент ФПА и председатель Комиссии Совета ФПА указали, что в силу ч. 4 ст. 18 Закона об адвокатуре адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Тем не менее в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста фактов преступных посягательств на адвокатов в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. Эти факты, безусловно, требуют соответствующей правовой оценки правоохранительных органов.
«Адвокатскому сообществу известно о принципиальной позиции руководства Следственного комитета РФ относительно неотвратимости уголовной ответственности для любых лиц (в том числе – собственных сотрудников), совершивших преступления, – отмечается в письме. – В то же время правоприменительная практика следственных органов Следственного комитета по отдельным субъектам Российской Федерации, к нашему глубокому удивлению, в нарушение как общих принципов деятельности ведомства, так и ст. 6 УПК РФ демонстрирует своеобразный подход, заключающийся в том, что адвокат не может иметь процессуального статуса потерпевшего по уголовному делу. Прискорбным является и то, что преступления в отношении адвокатов совершаются не только обычными гражданами, но и теми, кто в силу должности призван бороться с преступностью: следователями, полицейскими, сотрудниками конвойной службы».
Отсутствие надлежащей правовой реакции со стороны следственных органов СКР на такие преступления, а нередко и прямое укрывательство подобных фактов вызывают серьезную обеспокоенность адвокатского сообщества, подчеркнули президент ФПА и председатель Комиссии Совета ФПА, добавив, что у лиц, совершивших такие деяния, возникает чувство полной безнаказанности за содеянное, в результате чего создаются условия для совершения новых правонарушений.
Также Светлана Володина и Генри Резник с глубоким сожалением констатировали, что попытки адвокатов и региональных адвокатских палат обратить внимание следственных органов на данную проблему успехом не увенчались: заявления о преступлении в лучшем случае рассматриваются как обращения, и в итоге ситуации остаются неразрешенными. Именно по этой причине данная ситуация требует прямого вмешательства председателя СКР и принятия решительных мер, особенно по ситуациям, сложившимся в ряде регионов.
Как сообщили Светлана Володина и Генри Резник, сложившаяся ситуация обсуждалась на заседании Совета ФПА, где был сделан вывод, что она требует прямого вмешательства председателя СКР и принятия решительных мер, особенно по ситуациям, сложившимся в ряде регионов. В письме приведены 12 таких ситуаций (в отношении адвоката АП Ивановской области О.И. Бибика; адвоката АП Санкт-Петербурга С.А. Дедовских; адвоката АП Санкт-Петербурга С.В. Подольского и адвоката АП Ленинградской области А.С. Калугина; адвоката АП Санкт-Петербурга М.С. Зыряновой; адвоката АП Ленинградской области М.А. Мошко; адвоката АП Ленинградской области В.С. Федурина; адвоката АП г. Москвы А.Д. Журавлева; адвоката АП Московской области И.А. Аксенова; адвоката АП Ростовской области А.А. Куценко; адвоката АП Оренбургской области А.С. Турыгиной; адвоката АП Челябинской области В.И. Урываева; адвокатов АП Орловской области Е.В. Швец и А.Г. Гришаковой).
«Создается впечатление, что, когда от преступных посягательств страдают адвокаты, следственные органы ряда регионов весьма специфически понимают свою обязанность бороться с преступностью, – подчеркнули президент ФПА и председатель Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов. – В таких случаях приходится говорить уже не о неотвратимости наказания, а об укрывательстве преступлений лиц (включая должностных), фамилии которых хорошо известны сотрудникам подразделений Следственного комитета».
Светлана Володина и Генри Резник обратились к Александру Бастрыкину с просьбой «взять на личный контроль исполнение требований уголовно-процессуального законодательства сотрудниками Следственного комитета в регионах, указанных в обращении, принять соответствующие меры дисциплинарного воздействия к сотрудникам, допустившим волокиту по вышеуказанным обращениям, и дать указание о принятии соответствующих процессуальных решений, направленных на привлечение к уголовной ответственности виновных лиц».