28 сентября Госдума приняла в первом чтении проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи (законопроект № 379444-8), направленный на совершенствование деятельности по правовому просвещению граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи. Как ранее писала «АГ», данные поправки были разработаны и внесены в Думу Правительством РФ в июне.
Напомним, в октябре 2022 г. Минюст России разработал проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи, который, в том числе, предусматривал обязательное создание органами государственной власти в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро. Вместе с тем к моменту внесения проекта в Госдуму он подвергся значительным изменениям.
В соответствии с поправками органы власти субъектов РФ будут уполномочены определять порядок взаимодействия государственных юридических бюро с участниками государственной и негосударственной систем БЮП на территории субъекта. Разработчики проекта уточнили, что при данной модели оказания юридической помощи работники госюрбюро будут обеспечивать первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты – привлекаться к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.
Подчеркивается, что положения законопроекта, устанавливающие право государственных юридических бюро на организацию порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем БЮП, не направлены на установление императивной обязанности субъектов РФ по созданию госюрбюро и распространяют свое действие на регионы, в которых уже созданы и функционируют такие бюро либо планируется их создание.
При этом отмечается, что согласно данным проведенного Минюстом России мониторинга реализации Закона о БЮП наиболее эффективно система оказания бесплатной юридической помощи работает в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро. Именно они, по мнению авторов поправок, обеспечивают надлежащий уровень оказания гражданам БЮП, а также правовое информирование и правовое просвещение граждан.
Законопроект предусматривает право государственных юридических бюро привлекать к участию в государственной системе БЮП адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, привлеченными госюрбюро, будет осуществляться на основании соглашения о взаимодействии в сфере оказания БЮП, заключаемого между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ.
Изначально в проекте было указано лишь на то, что форма такого соглашения утверждается Минюстом. Однако в итоговом варианте конкретизировано, что форма соглашения будет разрабатываться при участии Федеральной палаты адвокатов РФ. Также уточняется, что соглашением должны предусматриваться, в частности, порядок направления в адвокатскую палату субъекта РФ решения о привлечении адвоката для оказания БЮП, в том числе форма указанного решения, а также порядок и сроки назначения адвокатской палатой субъекта РФ адвоката для оказания бесплатной юридической помощи.
Кроме того, проектом поправок предусматривается, что адвокатская палата субъекта РФ будет самостоятельно определять порядок участия адвокатов в государственной системе БЮП, в том числе порядок отзыва (замены, ротации) адвоката, участвующего в системе. Поправками предусмотрено, что требования к оказываемой адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи, порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных адвокатских палат с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определяются в соответствии с Законом об адвокатуре.
Законопроектом предлагается зафиксировать обязанность региональной адвокатской палаты по направлению ежегодно списка адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы БЮП, не только в уполномоченный орган, но и в государственное юридическое бюро. С целью повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина поправками предлагается включить в список участников государственной системы БЮП Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также региональных уполномоченных по правам человека и по защите прав предпринимателей.
Проектом планируется наделить Минюст полномочиями на разработку стандарта оказания БЮП и обеспечение мониторинга его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем БЮП. В первой редакции законопроекта предлагалось закрепить за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти право вносить в Правительство РФ предложения по предоставлению и распределению субсидий между бюджетами субъектов РФ на создание и обеспечение деятельности государственных юридических бюро. Однако впоследствии данное предложение было исключено из проекта поправок.
Ранее в комментарии «АГ» адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отмечал, что законопроект прописан довольно подробно и в нем отражены все необходимые аспекты и механизмы взаимодействия участников системы БЮП. Однако, по его мнению, фактическое отведение адвокатов в данной системе ко «второму эшелону», который вступает в действие только после государственных юридических бюро, выглядит несколько несправедливым по отношению к адвокатам как участникам системы БЮП. Но только практика применения нового закона покажет, имеются ли в нем погрешности и насколько эффективными являются предложенные механизмы регулирования и взаимодействия, уточнял адвокат.
Председатель коллегии адвокатов «Хмыров, Валявский и партнеры» Ростислав Хмыров касательно возложения обязанности на адвокатские палаты направлять списки адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы БЮП, в адрес госюрбюро указывал, что такой список размещается на сайтах региональных администраций и региональных адвокатских палат и находится в свободном доступе. Как полагает адвокат, эта обязанность излишняя и устанавливается как некий показатель того, что госюрбюро находится как бы над региональными адвокатскими палатами.
Ростислав Хмыров подчеркивал, что у адвокатов в случае принятия поправок появятся дополнительные обязанности: ежегодное направление списков адвокатов – участников государственной системы оказания БЮП в государственное юридическое бюро; принятие региональными палатами адвокатов поручений от госюрбюро на оказание БЮП гражданам; обязанность по правовому просвещению и правовому информированию граждан. Адвокат также высказал опасение, что у Минюста может появиться рычаг воздействия на субъекты оказания БЮП, поскольку проект предлагает расширить полномочия ведомства в данной сфере.
Партнер КА RMD Егор Филин обращал внимание на то, что реформа должна быть реализована таким образом, чтобы проект «бесплатная юридическая помощь» стал не просто формальностью и исполнением конституционно-социальных ценностей со стороны государства, а реально действующим механизмом для нуждающихся граждан. Адвокат предположил, что рассматриваемые дополнения и изменения едва ли найдут положительный отклик у адвокатского сообщества. Проект предлагает установить новые стандарты, механизм взаимодействия «иных сотрудников бюро» с адвокатами, оценочные критерии и т.д., что усложняет текущий порядок оказания БЮП, заявил он.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин подчеркивал, что рассматриваемый законопроект обсуждается с участием ФПА уже более года, за это время он неоднократно изменялся и корректировался. «Постановка вопроса о необходимости оптимизировать систему оказания бесплатной юридической помощи, повысить качество ее работы была полезной и результативной. Внимание Минюста России, других государственных структур к проблемам бесплатной юрпомощи, их обсуждение на различных площадках, включая Петербургский международный юридический форум, повлияли на качество ее оказания, в том числе и адвокатами, позволили использовать наработки государственной системы оказания юридической помощи в других сферах, например при оказании помощи беженцам», – отмечал он.
Как указал Олег Баулин, конструкция оказания БЮП, предусматривающая привлечение государственными бюро адвокатов для непосредственного оказания юридической помощи, а также заключение по данному вопросу соглашений о взаимодействии между бюро и адвокатскими палатами, сущности юридической помощи не противоречит и интересов адвокатуры не нарушает. «В то же время предлагаемое законопроектом положение об утверждении Минюстом стандарта оказания БЮП для всех ее субъектов, включая адвокатов, вызвало непонимание и возражения, которые были представлены в Правительство РФ. Адвокатское сообщество не без оснований полагает, что в действующем законодательном регулировании разработка любых стандартов адвокатской профессии относится к компетенции Всероссийского съезда адвокатов. Как известно, Стандарт оказания БЮП был в установленном законом порядке разработан и принят XI Всероссийским съездом», – рассказал Олег Баулин.