Верховный Суд опубликовал апелляционное определение от 12 марта по делу № АПЛ24-32, которым поддержал решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления пешехода на пункт национального стандарта, предусматривающий установку знака «Стоп-линия» на тротуарах.
Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. был утвержден и введен в действие с 1 апреля 2020 г. национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Пунктом 5.7.18 данного стандарта определено, что знак «Стоп-линия» применяют для указания места остановки ТС на регулируемых перекрестках, железнодорожных переездах и на пунктах взимания платы за проезд по платным дорогам.
В 2023 г. Ксения Таратуто обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанный пункт ГОСТа не действующим в части, предусматривающей установку знака «Стоп-линия» на высоте 1,5 м на тротуарах. В обоснование заявления она ссылалась, в частности, на то, что оспариваемое положение не соответствует ст. 41, 42 Конституции, п. 5 ст. 2 Закона об организации дорожного движения, ст. 1 Закона о безопасности дорожного движения. Ксения Таратуто пояснила, что, являясь участником дорожного движения как пешеход, в апреле 2023 г., шагая по тротуару, наткнулась вследствие запотевания очков на знак «Стоп-линия», установленный сбоку от проезжей части на высоте 1,5 м. Подобное размещение дорожных знаков, по ее мнению, травмоопасно, создает препятствия для пешеходов, в частности для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Росстандарт и привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Минюст России административный иск не признали, указав, что ГОСТ не является нормативным правовым актом, принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в оспариваемой части не противоречит актам большей юридической силы.
Решением ВС РФ от 13 декабря 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления было отказано. Ксения Таратуто, не согласившись с таким решением, подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. По ее мнению, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неверно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права. Она подчеркнула, что названный национальный стандарт, вопреки выводу первой инстанции, обладает признаками нормативного правового акта и, следовательно, содержит нормы права и устанавливает правила поведения, обязательные для применения.
Рассмотрев дело, Апелляционная коллегия ВС отметила, что ГОСТ, пункт которого оспаривает административный истец, утвержден и введен в действие Росстандартом в рамках его полномочий, предусмотренных п. 12 ст. 9 Закона о стандартизации, п. 1, подп. 5.2.2, 5.4.6 п. 5, подп. 9.8 п. 9 Положения о Росстандарте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294. Однако при этом Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В связи с этим апелляция посчитала, что первая инстанция пришла к правильному выводу о том, что ГОСТ как документ национальной системы стандартизации, не являющийся нормативным правовым актом, не требовал официального опубликования и государственной регистрации.
Апелляционная коллегия ВС подчеркнула, что одним из принципов стандартизации в силу п. 2 ст. 4 Закона о стандартизации является обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 этого закона, а также включенных в определенный Правительством РФ перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ. ГОСТ Р 52289-2019 включен в такой перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 г. Она добавила, что оспариваемый в части национальный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В апелляционном определении отмечено, что судом первой инстанции обоснованно отклонено утверждение административного истца о несоответствии спорного пункта приведенным в административном исковом заявлении положениям Конституции, Закона об организации дорожного движения, Закона о безопасности дорожного движения, Закона о стандартизации, Закона о социальной защите инвалидов, ПДД, поскольку в указанных положениях не содержится нормативных предписаний, регламентирующих порядок разработки, утверждения, официального опубликования и применения названного национального стандарта.
Довод апелляционной жалобы о том, что установка дорожного знака «Стоп-линия» на тротуарах создает угрозу здоровью граждан (в частности, инвалидов по зрению) и противоречит положениям федеральных законов, которые должны были быть соблюдены при разработке и принятии ГОСТа, не свидетельствует о незаконности оспариваемого национального стандарта, указала Апелляционная коллегия. Она пояснила, что в оспариваемом пункте стандарта специально оговаривается, что в случае, если знак «Стоп-линия» применяется самостоятельно, то есть без дорожной разметки и при отсутствии светофора, высота его установки сбоку от проезжей части должна быть (1,5±0,1) м. При этом необходимо учитывать, что согласно требованиям данного национального стандарта в населенных пунктах горизонтальная разметка должна быть нанесена на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях – на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Таким образом, в населенных пунктах знак «Стоп-линия» может быть установлен на высоте 1,5 м лишь на дорогах, на которых не требуется нанесение разметки по п. 6.2.1, 6.2.2 ГОСТ. Данное правило не вступает в противоречие с какими-либо нормативными правовыми актами и согласуется с иными положениями указанного национального стандарта.
Апелляция пришла к выводу, что заявляя требование, Ксения Таратуто, по существу, выражает несогласие с действиями органов местного самоуправления по установке дорожных знаков на неприемлемой, по ее мнению, высоте на тротуарах. Однако разрешение подобного рода вопросов, связанных с необходимостью установления и исследования фактических обстоятельств, относящихся к конкретной ситуации, в данном случае не относится к компетенции Верховного Суда, рассматривающего настоящее административное дело в порядке абстрактного нормоконтроля.
Также суд апелляционной инстанции признал несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что ГОСТ является нормативным правовым актом. Он пояснил, что в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Между тем ГОСТ Р 52289-2019 перечисленными признаками не обладает.
Апелляция согласилась с судом первой инстанции в том, что по своей правовой природе национальные стандарты являются нормативными техническими актами, которые не содержат правовых норм (правил поведения), а представляют собой акты многократного применения, устанавливающие к продукции (работам, услугам), процессам, системам менеджмента, терминологии, условным обозначениям, исследованиям (испытаниям), измерениям (включая отбор образцов), методам испытаний, маркировке, процедурам оценки соответствия и иным объектам специальные характеристики, реализация которых на практике способствует повышению качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществления сопутствующих процессов, а также повышению конкурентоспособности продукции. В связи с этим Апелляционная коллегия Верховного Суда оставила решение ВС от 13 декабря 2023 г. без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Частнопрактикующий юрист Светлана Костякова считает, что затронутая в апелляционном определении ВС проблема актуальна, поскольку вопрос, затрагивающий правовую природу ГОСТов, является одним из дискуссионных как среди представителей научного юридического сообщества, так и среди юристов-практиков. «На практике мне доводилось сталкиваться со следующими позициями по данному вопросу: отнесение ГОСТов к нормативно-правовым актам в силу того, что ГОСТЫ рядом признаков, присущих нормативно-правовым актам, все же обладают: содержат нормы права и устанавливают правила поведения, обязательные для применения (именно по этому пути и пошла административный истец); отнесение ГОСТов к подзаконным нормативно-правовым актам в силу того, что ГОСТы принимаются уполномоченным органом, регулируют права и обязанности участников правоотношений, а также устанавливают условия, направленные на приведение в соответствие с нормами действующего законодательства объекта или продукции», – рассказала она.
Вместе с тем Светлана Костякова отметила, что исходя из анализа судебной практики, несмотря на дискуссионность данного вопроса, суды, за редким исключением, склоняются к тому, что ГОСТы по своей природе не являются НПА. По ее мнению, это верная позиция, поскольку ГОСТы не соответствуют даже половине признаков, упомянутых в п. 2 Постановления Пленума ВС № 50.
Светлана Костякова считает примечательным и то, что в своем апелляционном определении ВС конкретно указывает на природу ГОСТов, характеризуя их как нормативно-технические акты, которые не содержат правовых норм или правил поведения. Тем самым Верховный Суд создал третий подход относительно определения правовой природы национальных стандартов, который похож на сложившийся на практике и ранее упомянутый второй подход, однако является менее абстрактным, добавила эксперт.
Адвокат АП г. Москвы Анжелика Тамбовская считает, что, по сути, выводы Апелляционной коллегии ВС сводятся к тому, что заявленные требования истца основаны на несогласии с действиями органов местного самоуправления по установке дорожных знаков на неприемлемой, по ее мнению, высоте на тротуарах и не относятся к компетенции Верховного Суда. Эксперт согласилась с этим, однако, по ее мнению, поднятая истцом проблема существует.
«Когда обычный человек выходит на улицу, для него это просто улица. Он не замечает такие вещи, как съезды, бордюры, дорожные указатели, находящиеся на тротуаре, в магазинах и местах общего пользования – пороги. Для него это что-то привычное, что не стоит его внимания. Но для мам с колясками, пожилых людей, людей, у которых болят ноги, инвалидов-колясочников, а также незрячих это может быть большой проблемой. То есть эта проблема должна волновать не только людей с ограниченными возможностями, но и условно здоровых. Эта проблема тех, кто делает дороги и пешеходные зоны, снабжая соответствующими знаками. По своей правовой природе, оспариваемый документ – национальный стандарт является нормативным техническим актом, который не содержит правил поведения. Возможно, в этой ситуации истцу следует выбрать иной способ защиты своего нарушенного права», – прокомментировала Анжелика Тамбовская.