Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

О спорах специалистов творческих профессий и их заказчиков

Как дизайнерам, монтажерам и звукорежиссерам сохранить в секрете свои профессиональные «фишки» и избежать конфликтов с заказчиками?

О спорах специалистов творческих профессий и их заказчиков

Являются ли секреты создания медиаконтента объектом авторского права?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в правовом статусе информации о методах и процессах обработки фотографии или аудиовизуального произведения, содержащейся в проектном файле (поясним: под проектным файлом мы будем подразумевать файл, который дизайнер, монтажер или звукорежиссер создает в программе, используемой им в работе; он может включать в себя фото, видео- и аудиофайлы и содержит информацию о способах их обработки).

Читайте также
Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права
Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации
12 октября 2021 Советы

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Например, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Перечень объектов авторского права не является исчерпывающим (п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При решении вопроса об отнесении результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Кроме того, отсутствие новизны, уникальности и оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Вместе с тем авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Следовательно, информация о методах и процессах обработки фотографии или аудиовизуального произведения, содержащихся в проектном файле, не является самостоятельным объектом авторского права. Охране будет подлежать лишь результат творческого труда – обработанная фотография или смонтированное видео. Однако если сведения о таких методах и процессах имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие их неизвестности третьим лицам, то они могут быть признаны секретом производства (ноу-хау) на основании п. 1 ст. 1465 ГК РФ.

Обязан ли исполнитель передать проектный файл заказчику?

Заказывая услуги дизайнера, фотографа или видеооператора, мы сталкиваемся с договором авторского заказа. По такому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (п. 1 ст. 1288 ГК РФ).

Нередко стороны в договоре не определяют, в какой именно форме заказчик должен получить объект интеллектуальной собственности. А потом возникают споры о необходимости передачи ему проектных файлов. При этом однозначного ответа на вопрос о том, может ли заказчик это требовать, не имеется из-за отсутствия надлежащего нормативного регулирования. По общему правилу заказчик вправе требовать проектные файлы (например, формата .PSD для Adobe Photoshop или .VEG для Sony Vegas Pro) только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена договором. Это вытекает из ст. 309 ГК РФ, которая гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Вряд ли можно говорить о том, что передача файлов со столь «необычными» расширениями является широко распространенной практикой.

Читайте также
4 способа доказать свое авторство
Если авторские права не регистрируются, то как доказать, что именно вы автор произведения?
16 сентября 2021 Советы

Однако необходимо учитывать следующее. Российские суды в каждом конкретном случае устанавливают цель заключения договора заказчиком, а также изучают информацию, которая была передана исполнителю. Если будет выявлено, что заказчик указывал (в частности, в переписке), что ему необходимы проектные файлы, то суд с высокой долей вероятности обяжет исполнителя их предоставить. Такое возможно, например, когда заказчик меняет обложку журнала и хочет, чтобы все последующие его обложки были выполнены в таком же стиле, но с другими известными личностями на ней. Если же обстоятельства заключения договора с очевидностью свидетельствуют о том, что заказчику нужны материалы для разового использования (например, для подготовки брошюры перед тематической конференцией), то суд, вероятнее всего, укажет, что предметом договора является лишь конечный результат, а проектные файлы не подлежат передаче.

В иностранных государствах дизайнеры сталкиваются с аналогичной проблемой. На сайте Американского института графических искусств (AIGA) опубликованы разъяснения1 о том, что при отсутствии в договоре ясного предписания передать заказчику конкретный объект суды будут осуществлять толкование договора и искать так называемые подразумеваемые условия (implied terms), которые должны определить, что именно нужно передать заказчику. Среди обстоятельств, которые учитывают суды США при толковании соответствующих договоров, представлены следующие:

  • для каких конкретно целей заключался договор;
  • отличается ли размер платы от цен, указанных в иных договорах данного исполнителя, по которым передача проектных файлов была произведена / не была произведена;
  • отличается ли размер платы от цен, указанных в иных договорах данной отрасли (если размер платы, полученной исполнителем, меньше среднего уровня, то, вероятно, проектные файлы он должен оставить себе);
  • установил ли исполнитель режим коммерческой тайны в отношении применяемых им методов и процессов обработки исходных материалов.

Похожим образом этот вопрос решается в Австралии2.

Как избежать споров с заказчиком из-за его требования передать ему вместе с конечным результатом проектные файлы?

Чтобы избежать споров, рекомендуется детально прописывать в договоре с контрагентом:

  • порядок исполнения авторского заказа (наличие или отсутствие возможности у заказчика получать проектные файлы);
  • передаваемые объекты (конечные результаты в общепризнанных форматах или проектные файлы в специальных форматах).

Помимо этого, допустимо закрепить в договоре, что сведения о способах работы исполнителя с видео-, фоторедакторами и иными программами, а также информация об этих программах является секретом производства (ноу-хау) исполнителя и не может быть передана заказчику ни при каких обстоятельствах. В этом случае необходимо распространить на данные сведения режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Подобный способ защиты интересов исполнителя признается обоснованным, в том числе Американским институтом графических искусств.

Коротко о главном

  • Профессиональные «фишки», например методы и процессы обработки фотографий и аудиовизуальных произведений, не являются объектами авторского права;
  • законодательство РФ надлежащим образом не регулирует вопрос о необходимости передачи заказчику проектных файлов;
  • по общему правилу заказчик вправе требовать проектные файлы только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена договором;
  • конкретизация условий договора значительно снижает риск возникновения спорных ситуаций.

1 Legalities 33: Do you have to give your freelance client your digital files? (https://aigasf.org/legalities-33-do-you-have-to-give-your-freelance-client-your-digital-files/).

2 Who owns RAW files (https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=00c2241d-6110-4586-928d-887d4d2f36bc).

Читайте также: