Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ответы на вопросы о защите фото и дизайна

Полезные советы для фотографов и дизайнеров – любителей и профессионалов, их заказчиков и поклонников: как уберечь творчество от воришек и не стать одним из них

Ответы на вопросы о защите фото и дизайна

Как защитить права на свои личные фото?

Со мной часто фотографируются, чтобы потом опубликовать снимки в соцсетях. Обычно я не против. Но что, если вас сняли и разместили ваши фото в Сети без разрешения? Или не спросив использовали опубликованные вами фотографии.

Ваши изображения охраняются законом (ст. 152.1 ГК РФ). Обнародование ваших фото и видео допускается только с вашего согласия.

Но есть исключения из этого правила: 1) вы госслужащий, и вас снимает СМИ; 2) вы позируете за плату; 3) вы находитесь в общественном месте, и вас фотографируют вместе с другими людьми, при этом фокус съемки не смещен на вас. То есть если вас снимают камеры на улицах, это не нарушение ваших прав. Улыбнитесь – это всего лишь тотальный контроль.

Опубликованное вами фото в соцсети другой человек не может просто так взять и разместить у себя на странице. Это грубое нарушение ваших прав. Если кто-то использует ваши фото, вы можете прибегнуть к гражданско-правовым способам защиты своих прав (ст. 12 ГК РФ). Вам нужно будет обратиться в суд с требованием об удалении фотографий, о запрещении их дальнейшего распространения и компенсации морального вреда, нанесенного использованием вашего изображения (п. 3 ст. 152.1, ст. 151 ГК РФ).

И это касается не только личных фото, но и любого вашего контента в Интернете: никто без вашего разрешения использовать его не может (ст. 1259 ГК РФ). Обратное поведение нарушает ваши авторские права.

Как законно использовать чужой контент?

Объекты авторских прав перечислены в ст. 1259 ГК РФ. Ими являются произведения независимо от их достоинств, назначения и способа выражения. Это могут быть любые творческие тексты (даже посты в соцсети), музыка, фото, видео, произведения изобразительного искусства и т.д. Все это интеллектуальная собственность.

Если вы хотите использовать чужой текст или разместить у себя на странице чьи-то фото, прежде нужно запросить у автора разрешение. Желательно, чтобы оно было письменным. Устное разрешение автор может снять на видео. Онлайн-согласие не подойдет, так как невозможно будет идентифицировать того, кто отправил сообщение, – Интернет обезличивает. В суде такая переписка с автором окажется недопустимым доказательством.

Что делать в случае кражи контента?

Рассмотрим эту ситуацию на примере фотографий и видео. Закон относит их к произведениям, а их создателей – к авторам. Причем неважно, что изображено на фото, кто снят на видео и их художественная ценность. Если произведение создано вашим творческим трудом, вы являетесь правообладателем и только вы можете его использовать. Остальные должны получить у вас разрешение на использование. ⠀

Алгоритм для тех, чью авторскую фотографию или чье видео украли, включает несколько основных действий. ⠀

1. Зафиксируйте нарушение. Например, если это случилось в Интернете, придется обратиться к нотариусу, чтобы он составил протокол осмотра сайта или страницы нарушителя в соцсети. В дальнейшем протокол поможет доказать нарушение ваших прав. Но стоить это будет дорого – до 8 тыс. руб. за одну страницу.

2. Попытайтесь пресечь нарушение в досудебном порядке. Для этого нужно самостоятельно или вместе с юристом составить грозную претензию и направить ее владельцу сайта или аккаунта. В претензии требуйте прекратить использование вашего контента и выплатить компенсацию – от 10 тыс. до 5 млн руб. (ст. 1301 ГК РФ). ⠀

3. Если вашу претензию проигнорировали, обращайтесь в суд. Там вы сможете взыскать с нарушителя компенсацию и судебные расходы. В этом случае лучше воспользоваться помощью юриста. Но помните: иногда овчинка не стоит выделки – ввязавшись в судебные разбирательства, вы можете больше потратить на оплату юридических услуг.

Имейте в виду: чтобы защитить свои права на контент, придется доказать, что именно вы правообладатель. Поэтому заранее позаботьтесь о доказательствах, которые позволят вам подтвердить свое авторство (как это сделать дизайнеру, написано ниже – вам эти советы тоже могут пригодиться).

Не смотрите на свою защиту однобоко. Может оказаться, что злодей не только проигнорировал требования Гражданского кодекса, когда нарушил ваши авторские права, но и не соблюдает другие законы. Если информация об этом окажется в вашем распоряжении – используйте ее. Создайте условия, в которых нечестный гражданин не сможет наслаждаться тем, что украл ваш контент.

(Идти ли в суд, если ваша интеллектуальная собственность используется незаконно, и какие способы защиты прав окажутся эффективными – читайте об этом в статье «Как защищать авторские права в новых реалиях»)

Как дизайнеру подтвердить свое авторство?

  • Приступать к работе необходимо по письменному заданию самому себе. Как работодатель дает задание работнику, так и вам нужно будет подготовить для себя творческое задание на создание дизайна изделия.
  • Выполнение эскиза на бумаге снимите на видеокамеру крупным планом ¬– не весь процесс, а часть, чтобы можно было идентифицировать эскиз.
  • Когда эскиз будет готов, подпишите его – знак авторства («С» в кружочке – ©), ФИО, дата и подпись.
  • Оцифруйте эскиз (фото или 3D-модель) и подпишите электронной цифровой подписью на компьютере. Как сделать себе такую подпись – написано в Интернете. Это просто и недорого.
  • Если эскизов и дизайнов изделий много, можно издать каталог в виде брошюры с присвоением номеров ББК, ISBN, УДК. Для этого необходимо подготовить фото изделий, на которых видна оригинальность дизайна, и подробно описать характеристики изделий вплоть до смысла дизайна. Когда все будет сделано, можно обращаться в издательство.
  • Если у вас есть коммерческий или творческий аккаунт в социальных сетях, необходимо разместить там «правила поведения» для пользователей. Сделайте в них акцент на защите своей интеллектуальной собственности. Такие правила станут сдерживающим фактором для тех, кто захочет воспроизвести изделия.
  • Под каждой фотографией, размещенной в соцсети, необходимо указывать свое авторство – знак авторства («С» в кружочке – ©), ФИО и дату.
  • Не забывайте, что водяные знаки на фото – тоже хороший способ предупредить о нарушении.

(Читайте также: «4 способа доказать свое авторство» и «Как технологии защищают творчество в Интернете»)

Как оформляется договор с фотографом?

1. На что обратить внимание заказчику.

Если вы не хотите остаться с плохими фотографиями на руках, долго их ждать или получить претензию за нарушение авторских прав фотографа, заключите с ним договор. Можно оформить договор подряда (ст. 702 ГК РФ). Именно такой документ подписывается, когда заказчик хочет получить результат работ, который можно потрогать. Если фотограф создает для вас творчество и вы собираетесь использовать фото в своем бизнесе, тогда нужно заключить договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

В договоре необходимо четко указать время, место, условия проведения фотосъемки и сроки выполнения работ (начало и конец). Укажите, кто предоставляет оборудование и материалы, кто регулирует отношения с фотомоделями (если снимать будут не вас, а вы заказали фотографии для использования в бизнесе). В договор нужно включить раздел об исключительных правах фотографа на результат его творческой деятельности. Также необходимо предусмотреть, что за нарушение исключительных прав других лиц ответственность несет фотограф, а не вы. Это важно, потому что в кадр могут попасть чужие объекты, которые фотограф не имеет права снимать.

Помните: лучше позаботиться о составлении грамотного договора, чем потом долго решать вдруг возникшие проблемы.

К договору обязательно нужно приложить творческое задание для фотографа. В нем вы должны максимально подробно изложить свои пожелания.

2. На что обратить внимание фотографу.

  • Предусмотрите в договоре запрет на анонимность. Тогда заказчик не сможет использовать фото без указания вашего авторства.
  • Не забудьте указать, что вы имеете право использовать фото, название и логотип компании-заказчика в соцсетях и портфолио.
  • Обозначьте в договоре, что: (1) исключительные права на фотографии отчуждаются (правообладателем будет заказчик, а не вы); (2) либо вы предоставляете заказчику право использования фото (вы остаетесь правообладателем и можете решать, как заказчик будет использовать фотографии).
  • Обратите внимание на продолжительность съемки и перерывы.
  • Укажите стоимость часа работы на тот случай, если съемка затянется. И определите срок оплаты съемки.
  • Установите неустойку, которую заказчик должен будет выплатить в случае нарушения срока оплаты.
  • Четко пропишите требования к результату съемки. Обозначьте количество бесплатных правок.
  • Укажите общее количество фотографий, отдельно – количество обработанных фото.
  • Обозначьте способ передачи фотографий заказчику (диск, флеш-карта, ссылка на файлообменник).

Когда работа будет окончена, не забудьте подписать акт сдачи-приемки. В нем нужно указать, что фотографии переданы и претензий у сторон нет.


Фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Читайте также: