Авторы законопроекта считают необходимым связать существующий в Правительстве РФ порядок подготовки подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, с порядком их рассмотрения в Госдуме. В пояснительной записке к проекту утверждается, что таким образом будет обеспечено эффективное правоприменение принимаемых законов.
Документ предлагает внести в ст. 6 Закона о парламентском контроле ряд дополнений.
На Правительство РФ возлагается обязанность при рассмотрении законопроекта в третьем чтении представлять в Госдуму проекты нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена этим проектом, а также представлять отчет о принятых нормативных правовых актах, предусмотренных законом с отложенным сроком вступления в силу.
Кроме того, вводится процедура обязательного рассмотрения на заседаниях профильных комитетов Госдумы информации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов и отчетов о принятых нормативных правовых актах. Причем в данных заседаниях вправе участвовать аудиторы Счетной палаты РФ.
«Принятие федерального закона будет способствовать усилению парламентского контроля, повышению эффективности законодательной деятельности и уровня взаимной ответственности участников законодательного процесса, обеспечению прав и законных интересов граждан на реализацию правовых норм в установленные законом сроки», – подчеркивают авторы законопроекта.
Как прокомментировала на сайте партии «Единая Россия» вице-спикер Госдумы Ирина Яровая (одна из авторов законодательной инициативы), одной из причин появления законопроекта стали результаты проведенного по поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина мониторинга готовности к исполнению принятых законов с отложенным сроком вступления в силу. Мониторинг выявил, что к исполнению с 1 января 2017 г. не готовы важнейшие законы, касающиеся деятельности коллекторов, вывоза бытовых отходов, регистрации права на недвижимость, универсальной электронной карты, государственной информационной системы ЖКХ.
Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин считает законопроект правильным. «Это системная болезнь законотворческого процесса, когда законопроект, долго обсуждавшийся и в нулевом чтении, и на всех стадиях его прохождения, после его одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ, невозможен к исполнению из-за того, что представители профильных министерств и ведомств, ответственных за его реализацию, не успели, а в отдельных случаях даже не начинали готовить вспомогательную нормативную базу, которая формируется потом в авральном режиме, что, конечно, делает бессмысленным закон, а иногда приводит к перенесению сроков его вступления в силу», – прокомментировал Константин Добрынин.
Он добавил, что такие законодательные инициативы намного полезнее для страны, чем заботы депутатов о собственных прогулах и штрафах за них.