Напомним, 19 января председатель КС РФ Валерий Зорькин огласил решение по запросу Минюста России о возможности исполнения постановления ЕСПЧ о выплате компенсации в 1,8 млрд евро экс-акционерам нефтяной компании «ЮКОС». Он подчеркнул, что если ЕСПЧ, толкуя в процессе рассмотрения конкретного дела Конвенцию, нормам которой присуща высокая степень абстрактности, придал какому-либо используемому в ней понятию другое, нежели его обычное, значение, то государство, в отношении которого вынесено постановление по данному делу, вправе отказаться от его исполнения как выходящего за пределы обязательств, добровольно принятых на себя этим государством при ратификации Конвенции. Соответственно, постановление ЕСПЧ не может считаться обязательным к исполнению Россией, так как имеет место противоречие между постановлением ЕСПЧ и положениями Конституции РФ.
Относительно выводов Страсбургского суда о неправомерном взыскании с компании «ЮКОС» штрафов и сумм компенсаций КС РФ отметил, что работа компетентных органов по взысканию долгов с нефтяной компании на тот момент проходила в рамках правового поля России. Так, КС РФ в своем постановлении от 14 июля 2005 г. разрешил судам взыскивать долги с налогоплательщиков, если они использовали положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам и препятствовали налоговому контролю. При этом КС РФ подчеркнул, что деятельность «ЮКОСа» как злостного неплательщика налогов, с учетом занимаемого компанией места в экономике государства, имела «праворазрушающий эффект»: компания использовала изощренные схемы ухода от налогов и после ликвидации оставила за собой непогашенную задолженность в размере 227 млрд рублей.
При этом КС РФ, исходя из фундаментального значения европейской системы защиты прав и свобод человека, считает необходимым поиск правомерного компромисса ради поддержания этой системы: признав невозможным исполнение в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ по делу «ОАО “Нефтяная компания 'ЮКОС'” против России», КС РФ не исключил возможность проявления Россией доброй воли в определении пределов такого компромисса и механизмов его достижения в отношении акционеров нефтяной компании, пострадавших от неправомерных действий компании и ее менеджмента. «В связи с этим Правительство РФ правомочно инициировать рассмотрение вопроса о выплате соответствующих сумм в предусмотренной российским и зарубежным законодательством процедуре распределения вновь выявленного имущества ликвидированного юридического лица, что может быть осуществлено только после расчетов с кредиторами и принятия мер по выявлению иного имущества, например, сокрытого на зарубежных счетах», – объяснил суд, уточнив, что такие выплаты не затронут ни бюджет, ни другое имущество Российской Федерации.
«В связи с принятием КС РФ такого решения активизируется работа по поиску скрытых активов нефтяной компании, за счет которых возможно выплатить компенсацию [указанным лицам]», – считает бывший акционер «ЮКОСа», адвокат Андрей Лапин. Адвокат планирует обратиться в Минюст России за разъяснениями того, как планируется оповещать акционеров в случае нахождения указанных активов, которые, по его словам, «точно есть». «Я планирую вновь напомнить Минюсту России о существовании акционеров “ЮКОСа”, а также ведении их реестра в ЗАО “ВТБ Регистратор”», – подчеркнул адвокат.
Юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Артем Берлин считает, что позиция Минюста России в значительной степени строилась на критике решения ЕСПЧ с точки зрения процедуры его принятия, как она закреплена в Конвенции: вопреки точному ее смыслу, компенсация присуждена «неопределенному кругу лиц, в отношении которых не было установлено каких-либо нарушений Конвенции и которые не являлись стороной судебного процесса в ЕСПЧ». «Подобная аргументация, возможно, была сочтена КС РФ упречной, – предполагает Артем Берлин, – ее восприятие означало бы, что национальный суд выступает проверочной инстанцией по отношению к международному судебному органу». Поэтому КС РФ основывает свое решение на критике деятельности «ЮКОСа» как злостного неплательщика налогов, характеризуя ее как «праворазрушающую», и в этих обстоятельствах выплата беспрецедентной компенсации ее акционерам из российского бюджета, по мнению суда, войдет в противоречие с конституционным принципом равенства и справедливости, объяснил юрист.
Адвокат, партнер АБ «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева считает вывод КС РФ о «праворазрушающем характере» деятельности нефтяной компании неубедительным. «Сложно представить себе, чтобы инстанция, которая призвана быть верховным хранителем закона в стране, допускала рассуждение о “праворазрушающем” характере ухода от налогов и ударах по государственному бюджету, не углубившись ни в суть финансовых схем, использованных “ЮКОСом”, ни в сколько-нибудь сносный анализ финансового состояния доходной и расходной частей российского бюджета», – объяснила она.
Адвокат подчеркнула, что позиция КС РФ представляется ей весьма сомнительной. «Я убеждена, что это, с одной стороны, не более чем игра на чувстве социальной справедливости граждан, а с другой – КС РФ становится заложником однажды совершенного им отступления от права». Она напомнила, что в 2005 г. КС РФ принял решение, которым признал расширение временных границ привлечения недобросовестных налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения не противоречащим конституционному принципу недопустимости обратной силы закона. Тем самым, по ее мнению, суд «дал карт-бланш на ретроспективное применение налогового законодательства к “ЮКОСу” и сделал возможным выставление обществу налоговых доначислений в размере 1,8 млрд евро».
По мнению адвоката Каринны Москаленко, «прецедент», созданный КС РФ, по сути, оставляет россиян без такого важного института, как ЕСПЧ, которому доверяют 47 государств. Она подчеркнула, что еще ни одна страна официально не заявляла об отказе исполнять решения ЕСПЧ.
«Каковы же последствия этого решения КС РФ, нарушающего саму Конституцию РФ? Это решение ставит вопрос о членстве России в Совете Европы и лишает россиян доступа к ЕСПЧ. Мы можем остаться без этого важнейшего механизма, юрисдикцию которого наша страна признала», – выразила опасение Каринна Москаленко. По ее мнению, если одно из 47 государств решит не исполнять постановление ЕСПЧ, это немедленно разрушит всю европейскую правовую систему. Она подчеркнула, что ЕСПЧ убрал в своем решении все сомнительные моменты, оставив лишь ту часть, которая была бесспорно доказана. А КС РФ своим решением фактически одобряет незаконные действия группы людей, причинивших материальный ущерб «ЮКОСу».
«Данное решение отрицательно скажется на имидже России, которая в глазах европейцев будет выглядеть “государством-хулиганом” и в целом ненадежным партнером», – уверена адвокат.
Ранее схожее мнение высказал вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб. По его словам, как только Российская Федерация начнет пересматривать вердикты ЕСПЧ, обращение россиян туда станет бессмысленным, а значит, они могут остаться один на один с правовым произволом.